Главная городская газета

Вагончик тронулся

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Вагончик тронулся | ФОТО пресслужбы ВООПИиК

ФОТО пресслужбы ВООПИиК

Новый конфликт градозащитников и застройщиков жилья из ЛенСпецСМУ неожиданно возник там, где они несколько лет плодотворно работали вместе. Адрес горячей точки – Московский проспект, 115. Это бывшая территория завода «Вагонмаш».

Этому участку «серой зоны», уходящей от Московского проспекта вдоль Заставской улицы к не существующему пока продолжению Варшавской улицы, не повезло с самого начала. В Генеральном плане Петербурга 2005 года территория в прошлом вагоностроительного завода оказалась разрезанной практически пополам прямо по существующим зданиям на охраняемую и неохраняемую зоны. Вероятно, авторы генплана считали застройку малоценной, хотя там находились несколько выявленных объектов культурного наследия, это кирпичные промышленные корпуса и ограда, построенные разными архитекторами во второй половине XIX – начале XX века.

В 2008-м это обстоятельство вынужден был зафиксировать 820-й закон о режимах зон охраны. На заводской территории образовались зона регулируемой застройки (ЗРЗ-2) и участок, ничем не охраняемый. Впоследствии это позволило совершенно законно снести «половинки» зданий.

В 2009 году, когда стало ясно, что «Вагонмаш» пойдет под девелопмент, компания АРС выполнила историко-культурную экспертизу. Она бурно обсуждалась на Совете по культурному наследию, но в итоге региональным памятником стало только заводоуправление. Три заводских корпуса и ограда с аркой были сняты с охраны.

Впрочем, девелопер понимал, что для спроектированных им пяти 20-этажных жилых домов (выбрана вся разрешенная 60-метровая высота) потребуется социалка. Для нее – например, для детского сада – можно приспособить старые кирпичные здания. Тогда убиваются сразу два зайца – выполняются нормативы по социальной инфраструктуре и сохраняется имидж фирмы, которая заботится о культурном наследии.

В 2012 году была заказана новая историко-культурная экспертиза, которую выполняли специалисты ВООПИиК. Она признала шесть корпусов и ограду «ценной исторической застройкой», снос которой запрещен законом. Девелопер потерял около 10% территории, но согласился с предложениями градозащитников. На публичных слушаниях по проекту планировки территории, которые состоялись в 2014 году, были показаны и одобрены общественностью красивые картинки: механосборочный цех, состоящий из двух зданий в один и два этажа, освобождается от поздних советских искажающих пристроек и становится замечательным современным детским садом.

В середине апреля 2015 года девелопер сообщил, что КГИОП согласовал проект приспособления цеха под детский сад и скоро начнет работы. Они и начались... с полного сноса двух зданий.

Как сообщил нашей газете заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов, который принимал непосредственное участие в проведении экспертиз, он обратился за разъяснениями в КГИОП. Чиновники, отвечающие за охрану петербургских памятников, сообщили: девелопер принес им такую экспертизу технического состояния зданий, что не разрешить снос было невозможно. Если ВООПИиК будет настаивать, то получит полный комплект официальных бумаг по этому вопросу.

Тем не менее в комментарии для «СПб ведомостей» Кононов заявил, что девелопер поступил непорядочно. По мнению градозащитников, однозначно оба здания можно было сохранить. Когда ВООПИиК проводил свою историко-культурную экспертизу, то подробно исследовалось техническое состояние зданий. Два невысоких корпуса могли простоять после реставрации десятки лет. Иное дело, что гораздо дешевле снести исторические здания и, как того требует закон, воссоздать их. Новодел, конечно, лучше, чем ничего, он сохраняет память места. Но подлинник всегда будет подлинником, а новодел – муляжом.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook