В шаге от метро

Фади Джабри - руководитель подразделения в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) японского архитектурного бюро «Никкен Секкей». В лекции, которую он прочел на II Международном форуме пространственного развития, прошедшем в Петербурге, мэтр рассказал, как современные подходы к градостроительству объединяют мегаполисы из разных частей света.

В шаге от метро | Иллюстрация Vadim Georgiev/shutterstock.com

Иллюстрация Vadim Georgiev/shutterstock.com

Вышеозначенное бюро - фактически архитектурная фабрика, где работают 3 тысячи специалистов из разных стран. Фади Джабри отвечает за развитие и надзор в странах Ближнего Востока и Северной Африки, СНГ, а также в Индии.

Он сопоставил два мегаполиса - Токио и Москву, ведь по размерам они схожи. Но в японской столице станции метро расположены через 500 - 700 метров, а в российской расстояние между ними 1,5 км.

В Японии лучше интегрированы метро и наземный транспорт. Активно используется подземное пространство. Ситуация, когда человек годами работает в высотном офисном центре, но никогда не видел здание, где трудится, не выдумка. На работу можно приехать на метро, откуда вход в подземный этаж или фактически подземную улицу. Оттуда на лифте можно подняться на работу. Подземные галереи освещены, и человек не чувствует, что находится под землей.

«Полицентричность городов дает отдачу и в экономическом плане. Повышается стоимость земли в новых точках развития, - пояснил градостроитель. - Общественные пространства должны создаваться по договоренности властей мегаполиса и собственников домов и участков. Например, взамен на разрешение нарастить этажность здания владелец земли отдает территории под сквер.

Теперь мы перемещаемся в Москву. Здесь бюро работало на севере города, у Ботанического сада. Был разработан проект планировки еще недавно депрессивной зоны 20 га у МЦК (Московского центрального кольца, о котором мы рассказывали).

«В России вечная проблема - интеграция ведомств. У железнодорожников и метрополитена задача освоить бюджет, то есть построить станцию. А как людям идти от метро до электричек, ведомства не думают», - сказал господин Джабри.

Этот опыт был обобщен два года назад, когда на русском вышла книга «Развитие городского пристанционного пространства». Кстати, при строительстве МЦК были, по возможности, спроектированы удобные переходы к станциям метрополитена и платформам электропоездов.

Но и северной столице Фади Джабри не чужд. Хотя его проект остался на бумаге. Речь идет о планировке города-спутника на намывных территориях между Сестрорецком и Лисьим Носом. Презентацию этих идей увидели гости форума, а несколько лет назад проект обсуждали на общественных слушаниях.

Город-спутник виделся с каналами, университетским кампусом, офисами. Но экономический кризис и политические причины отодвинули эту идею. «Пять лет назад, когда я впервые услышал о замысле, то не понимал, зачем в такой большой стране еще и намывать земли, отнимая их у моря. Потом, уже в работе, это стало понятно», - пояснил зодчий.

Но ведь по-настоящему удачные замыслы не умирают. Хотя порой воплощаются в совсем неожиданных формах и в иное время.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (5816) от 25.10.2016.


Комментарии