В седле и без него

Жизнь в больших городах заставляет людей искать некую отдушину, и многие находят ее в природе. Кто-то отправляется на берега водоемов посидеть с удочкой, кто-то — в лес, мой же рассказ о тех, кто обнаруживает ее в общении с братьями меньшими. В верховой прогулке в седле. Или без седла.

В седле и без него | ФОТО из архива автора<br>Свободная лошадь вовсе не стремится сбежать от человека, а, наоборот, оправдывает доверие, оставаясь с ним.

ФОТО из архива автора
Свободная лошадь вовсе не стремится сбежать от человека, а, наоборот, оправдывает доверие, оставаясь с ним.

Число конных клубов, функционирующих на территории Петербурга и области, по приблизительным подсчетам, перевалило за полторы сотни. Любой безлошадный может прийти туда в ученики, а счастливый обладатель четверокопытного друга — найти жилплощадь для постоя и занятий. Перечень услуг в таких клубах весьма обширен: азы верховой езды для новичков, конкур и выездка для опытных, романтические прогулки, иппотерапия, конные шоу, катание в экипажах, пони для самых маленьких.

Но даже при таком ассортименте не все клиенты оказываются удовлетворены. Есть совершенно отдельная группа людей, желающих несколько иного. А именно — возможности естественного общения с лошадьми. И непременно без применения таких атрибутов верховой езды, как стремена, уздечка, седло. Эти люди мечтают общаться с представителями животного мира не на территории ограниченного спортивного плаца, а в распахнутом, насколько глаз хватает, чистом поле.

Мотивация этих «чудаков» может быть самой разной. Кто-то начинает с классической верховой езды, а затем чувствует желание перейти на безбарьерное доверительное общение, кто-то становится конезаводчиком и решает с самого начала договариваться «за пряник», а кто-то никогда не был связан с лошадьми, но просто любит природу и является активным сторонником гуманных отношений с животными. Всех этих людей объединяет одно — желание научиться понимать лошадь, и не через положительное поощрение, а через игру и доверие, и ездить на лошадиной спинке без седла — чтобы слово «кентавр» стало знакомо не понаслышке.

Как ни странно, конных клубов, специализирующихся на таких методах, не более 3% от общего числа. То есть, можно сказать, «штучный» бизнес. Но и из них большая часть не занимается обучением клиентов, а просто руководствуется добрыми побуждениями: например, содержит лошадей преклонного возраста, даруя им достойную старость с морковью, сахаром и особым уважением. Как правило, к таким лошадям стараются проявлять бережное отношение. Их и без того натруженные спины уже имеют право на законный отдых, и все эмоции от общения с лошадьми люди получают, работая, тренируя «в руках» — с земли, когда тренер находится сбоку от животного. Упражнения с пожилыми лошадьми — это чаще всего ходьба рядом, рысь или фигурные шаги, поклоны, шуточные номера.

Но где же научиться ездить без седла, если своей лошади нет, на пожилую садиться совестно, а обученная под прокат или классическую верховую езду может не понять добрых намерений? Да и ни один умный тренер не станет рисковать благополучием клиента или лошади ради чистой, с его точки зрения, прихоти...

Ответ на свой вопрос я нашла всего в нескольких десятках километров от Петербурга, не доезжая Всеволожска. Конный клуб — совсем небольшая частная конюшня — где всего-навсего пять лошадей, а директор и тренер представлены в одном лице — Инны Дитман. Клуб специализируется на обучении работе со свободными лошадьми. Сюда приезжают клиенты как из Петербурга, так и других городов России, и даже ближнего зарубежья, ведь на базе клуба в уютной домашней обстановке проводятся теоретические мастер-классы по своего рода лингвистике лошадиного поведения: как договориться, стать другом и усмирить, если требуется, — но без кнута.

Родился столь необычный клуб весьма естественным путем. Лет семь назад у Инны была только одна лошадь — Чайка, и возникло желание отдохнуть с ней в деревне. Постепенно появилось и понимание простого лошадиного счастья — всего-то пастись целый день на лугу, а не стоять в деннике, грустно выглядывая наружу, гулять со своим Человеком в лесу и учиться новому, ведь жизнь интересна и многообразна! Вопреки ожиданиям, свободная лошадь совсем не стремилась покинуть собеседника, исчезнув в быстром галопе за горизонтом, а, наоборот, держалась рядом, сопровождала и возвращалась в дом, где ее кормят, поят и оберегают. Методика Инны заинтересовала других коневладельцев, количество постояльцев стало расти, и так образовался клуб.

Чему же может научить свободная лошадь своего воспитанника из мира людей и кому могут быть полезны такие занятия?

Свободная лошадь может научить... учить. Да, именно так, и это не тавтология. Многие люди в течение жизни сталкиваются с ситуациями, когда не удается договориться с кем-либо, будь то собственные дети или родители, коллеги по работе или близкие друзья, непослушный домашний любимец или разбаловавшаяся ребятня во дворе. Недопонимание возникает в тот момент, когда один из оппонентов заходит в тупик и пытается изменить чужое поведение через принуждение. Свободные лошади «расскажут», как договариваться через положительные средства взаимодействия, как понимать без слов и читать язык тела. Относительно последнего — тренировки со свободными лошадьми будут особенно интересны тем, кто увлекается телесно ориентированными хобби, такими как социальные (парные) танцы, контактные виды спорта или контактная импровизация. Работая на свободе, в поле, человек учится чувствовать свое место рядом с лошадью, ощущать пространство вокруг, слушать и слышать свое тело. Движение человека соединяется с движением лошади, рождается настоящий контакт, который достигается через высокое доверие и уважение друг к другу.

Замечу, что отсутствие наказания и жесткой дисциплины всегда подвергалось критике в конном мире. Как есть сторонники свободы, точно так же находятся и люди, поддерживающие методы, характерные для большей части конных клубов. Но все же многие из них не могут объяснить огромные успехи во всех аспектах поведения, которых добиваются тренеры, работающие с лошадьми на свободе. Хотя оно лежит на поверхности: тренеры, использующие данную методику, сосредоточиваются на положительном, чистом и простом и разрабатывают программы, которые разнообразят поощрение, делают обучение забавой для животных.

А главное, они не сосредоточиваются на «неправильном». Если спросить специалиста по работе мягкими методами: «Что вы предпринимаете, когда животное делает что-то не так?» — большинство из них ответят: «Ничего». Задающего вопрос это обычно приводит в замешательство. Однако именно такие позитивные программы изучаются, копируются и используются во всех формах тренировки животных всех видов. Да и в человеческом мире тоже...

Только благодаря истинной лошадиной свободе и позитивным методам общения у людей есть возможность доказать существование кентавров и попробовать себя в роли одного из них.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5353) от 03.12.2014.


Комментарии