В прорубь с головой. И не колыхаться

«А вот это вы зря», – мужчина снимает огромные рукавицы и отдает мне. Я смотрю на свои красные от холода руки. Натягиваю рукавицы. «Надеюсь, вы купальник не забыли? Подходите ближе к трапу!» – приободряет один из купчинских моржей. Окрепший мороз, легкий снег и прорубь длиной 25 метров, откуда выскакивают молодые ребята с довольными улыбками.

В прорубь с головой. И не колыхаться | Эта «дорожка» вполне сравнима с бассейной. Фото: Официальная группа «ВКонтакте» «Купчинские моржи»

Эта «дорожка» вполне сравнима с бассейной. Фото: Официальная группа «ВКонтакте» «Купчинские моржи»

Чтобы было комфортно купаться зимой, спуск к проруби делали еще осенью. Я смотрю на «манящую» прорубь, и мысли складываются в почти шекспировскую формулу: плыть или не плыть? Вода не такая уж ледяная, но на неделю выпадать из жизни из-за простуды не хочу.

– А меня обманным путем заманили в прорубь! – вспоминает свое первое купание Сергей Гришанин, куратор движения «Купчинские моржи». – Говорят: Сереж, помочь надо, лед колоть, бери с собой лопату, ну и полотенце. Тогда я и не обратил внимание на последнюю просьбу, но, на славу поработав, очутился в проруби.

Сергей достает камеру и начинает снимать, как высокий мужчина подходит к трапу и без раздумий ныряет в воду: «Это наш финский чемпион».

Как будто на улице не минус, и в проруби – кусочек теплого моря. В течение этих двух минут заплыва «финского чемпиона» меня не покидает ощущение, что это соревнования и в конце «выступления» нужно аплодировать. Но мы ограничиваемся громогласным «ураааа!». Михаил Шаров, победитель международных соревнований по моржеванию, проходивших в Финляндии, смеется: «Если нет холодов, можно позволить себе и постоять минут пять – семь, подождать «прихода». Но главное, ноги, руки и уши – в тепло».

«Приход» в данном случае – это сигнал организма закутаться во что-нибудь самое теплое. И действует этот закон только на уровне собственных ощущений. Михаил дает совет:

– Самое безопасное – нырнуть с головой и плыть, а не колыхаться на месте в конвульсиях. Или лучше вообще в прорубь не лезть. Никто заставлять не будет. Много знаю случаев, когда из-за страха люди сознание теряли.

...В купчинских карьерах купание началось с появлением первого льда. Готовились к крещенским праздникам, когда любой может посидеть у костра, душевно поговорить и окунуться в прорубь. И не заболеть: крещенское купание, казалось бы, должно защищать от хворей. Но Михаил, искупавшись однажды в проруби, на следующий день почувствовал себя «разрушителем мифов»:

– Мое самочувствие ухудшилось в разы. Может, конечно, это самовнушение и на подсознательном уровне я сам хотел заболеть, но факт остается фактом. Да и всегда я думал, что моржевать нужно в меру, не для рекордов.

Есть такие экстремалы, которые относятся к купанию в проруби как к способу своеобразно поиздеваться над организмом. Такие находятся в ледяной воде в течение часа, доводя себя до потери сознания и онемения конечностей. Их за руки выволакивают из проруби, но сразу в баню – нельзя: к ним должно вернуться сознание. Как в американских блокбастерах: человек в забытьи открывает глаза на секунду, видит темные силуэты, потом опять выпадает...

Костер – лишь праздничный атрибут, но без термоса с чаем – никуда. Около получаса стоим и разговариваем о вреде курения и алкоголя, о важности прогулок на свежем воздухе, о чистой петербургской воде...

Вдруг понимаю: а как же рукавицы? Не отдала рукавицы!

– Значит, придется вернуться, – предрекает Михаил, – и купальник захватите.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5410) от 04.03.2015.


Комментарии