В небе – «Ленинградский донор»

В августе 1942-го мне впервые после начала блокады города довелось пообедать сытно. Особенно понравились щи – густые, наваристые и даже с мясом. А предшествовало этому вот что.

В небе – «Ленинградский донор» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С Политехническим институтом, где я училась на электромеханическом факультете, мне эвакуироваться не удалось – не могла оставить больную маму. Без дела не сидела, пошла трудиться на номерной завод, который работал на оборону. Сначала была сборщицей на конвейере, а потом браковщицей ОТК.

Как известно, 1942 год был самым тяжелым годом блокады. Голод – ели чуть-чуть один раз в сутки. Холод – и дома, и на работе. Транспорт стоял. В 5.30 я выходила из дома на Разъезжей улице и шла пешком на завод, который располагался напротив моего института. Получила дистрофию 1-й степени, но оставалась в строю, потому что выбрали меня заместителем секретаря комсомольской организации завода. Значит, будь примером для всех, и я старалась.

И вот однажды в августе вызывают меня в райком ВЛКСМ. Говорят, что срочно нужны доноры: госпиталям не хватает крови, чтобы делать операции раненым. И я должна личным примером уговорить девушек нашего завода стать донорами. Побрела в Институт переливания крови, который, как и сегодня, находился на 2-й Советской улице, 16. Кровь у меня оказалась самой подходящей – I группы. После ее сдачи меня и накормили хорошим обедом.

Работая на конвейере, мы хорошо освоили все операции, поэтому могли разговаривать во время процесса. Я рассказала девушкам о своем поступке и, конечно, о том, как меня накормили. И еще о том, что после шести раз сдачи крови донору положен дополнительный паек.

Как сейчас помню, две девушки, Нина Рубина и Лида Виноградова, сразу согласились стать донорами, а потом и другие последовали нашему примеру. И дело было, конечно, не только в еде. Мы прекрасно понимали, что этот наш поступок тоже приближает победу над врагом. Впоследствии все доноры-блокадники получили звание «Почетный донор СССР».

Кстати, подавляющее большинство доноров блокадного Ленинграда отказывались от денежной компенсации за сданную кровь. На эти средства, переданные в Фонд обороны страны, был построен самолет «Ленинградский донор».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (5639) от 09.02.2016.


Комментарии