В РФ с черного хода

Процедура легализации мигрантов в России, как известно, довольно непроста. Чтобы получить разрешение на проживание в стране и право здесь работать, человек сдает экзамены по русскому языку, оформляет кучу справок и т. д. Оно и понятно: государство охраняет себя от нежелательных (т. е. приехавших с неправедными целями) людей и по возможности их фильтрует. Только, увы, далеко не всегда успешно.

В РФ с черного хода | Эти липовые паспорта, возможно, изготовлены на настоящих бланках, а вот печати точно поддельные. <br>ФОТО предоставлено пресс-службой ФСБ

Эти липовые паспорта, возможно, изготовлены на настоящих бланках, а вот печати точно поддельные.
ФОТО предоставлено пресс-службой ФСБ

Объявления, предлагающие мигрантам за умеренную цену и без особых хлопот узаконить свое пребывание в России, можно встретить в городе чуть не на каждом шагу. Дело это, оказывается, превратилось в широкомасштабный и весьма доходный бизнес. За ваши деньги вам изготовят любые документы вплоть до российских паспортов. Последние, к сведению интересующихся, продаются по 300 тысяч рублей за штуку, если изготовлены на настоящем бланке, и по 10 тысяч – если на фальшивом китайском.

Да-да, наши восточные друзья, подделывающие все, что угодно, наловчились изготавливать и российские документы – у них для этого даже есть специальные предприятия. Готовую продукцию массово завозят в Россию и здесь уже оптом продают через Интернет. Покупают их те самые фирмочки, рекламу которых мы видим на улицах. Впрочем, некоторым из них уже и реклама не нужна – ее заменяет «сарафанное радио».

Одну такую контору недавно ликвидировали сотрудники питерского УФСБ. Организовал ее 30-летний гражданин Украины Василий Тимкив. По словам тех, кто с ним общался, это человек с необыкновенным даром влиять на людей – психолог-самородок и к тому же артист. Дело он поставил на широкую ногу. На него помимо российских граждан работали представители нескольких стран ближнего зарубежья. Роли были четко распределены – одни подбирали и уговаривали клиентов, другие развозили готовую продукцию и собирали деньги.

По версии следствия, изготавливал фальшивки настоящий ас этого дела уроженец Таджикистана Дамирджон Ашуров. Не закончив никакого специального учебного заведения, он владел массой тончайших технологий. Из его рук выходили шедевры, которые по виду было не отличить от подлинных документов.

Среди прочего липовал он, к примеру, киргизские водительские удостоверения. В соответствии с соглашением между странами СНГ, такой документ дает право работы на территории России в течение 90 дней. Садясь в маршрутку, вы, разумеется, не догадываетесь, что вас, возможно, везет водитель с фальшивыми «корочками». И если он невзначай не справится с управлением, можете смело «благодарить» за понесенный ущерб хорошего таджикского парня Дамирджона.

Другой продукт его золотых рук – справка о том, что у себя на родине мигрант не обременен брачными узами. По закону, таковую надо получать через консульство, и процесс этот занимает много месяцев. Ашурову хватало нескольких дней. Документ этот нужен для вступления в фиктивный брак – он дает возможность иностранцу, желающему остаться в России, значительно ускорить многолетнюю процедуру натурализации.

Брачный бизнес, кстати, весьма прибыльное дело. Потребность в «женихах» и «невестах» высока. Их, как правило, находят среди представителей своей диаспоры, имеющих гражданство РФ. После заключения брака одна сторона получает деньги (от 20 до 50 тысяч рублей), а другая – разрешение на временное проживание. После чего «молодые» сразу разводятся.

Дамирджон, по данным следствия, с успехом воспроизводил любые печати и штампы, оснащал свои произведения необходимыми степенями защиты. Сымитировал и вещи совсем эксклюзивные – дата-штампы, которые пограничники ставят в загранпаспорта. Это объекты особого учета, они хранятся в сейфах, выдаются только их конкретному «хозяину» и содержат его индивидуальный номер. Каждый щелчок этой печати, фиксирующий въезд в страну или выезд из нее, попадает в общую базу данных. Не связан с ней почему-то единственный пункт – КПП города Гомеля. Разумеется, именно его дата-штампы и подделывал Ашуров. Посему достоверность въезда-выезда его «клиентов» в этом случае проверить с ходу было невозможно – требовался специальный запрос в Белоруссию.

Не столь часто выявлялись и другие фальшивые документы. Полицейский на улице, посмотрев предъявленные мигрантом справки и «корочки» и увидев, что «все вроде нормально», спокойно его отпускает. В отделение, где есть возможность документы пробить по базам, доставляют лишь особо подозрительных. Есть передвижной терминал у ФМС, он позволяет провести проверку на месте, но сколько людей реально он может обслужить?

Тем не менее массив выявленных фальшивок накапливался. Тех, кого все-таки с ними прихватывали, штрафовали и депортировали с запретом последующего въезда. Однако перед этим с ними обстоятельно беседовали оперативники, благодаря чему стал известен и источник происхождения липовых документов. Для многих из задержанных, которых «окучивал» лично Тимкив, такая подстава с его стороны была полной неожиданностью – он уверял их, что все документы подлинные. Потому и брал за них дорого – патент, к примеру, стоил 30 тысяч рублей.

Были, однако, и такие, которым удавалось завести контакт лично с Ашуровым, втайне от шефа делавшим свой маленький бизнес. Они и меньше платили (за патент – 2 – 3 тысячи), и не питали иллюзий – он их честно предупреждал о том, что вручает им хорошо изготовленный самопал.

Поняв, что их обманули, жертвы, разумеется, не торопились сдавать тех, кто их снабдил фальшивками. Легче прикинуться «чайником», чем оказаться соучастником преступления. И потому сотрудникам ФСБ, вышедшим на след криминальных бизнесменов, пришлось собирать доказательства долго и тщательно. Трудности усугублялись тем, что Тимкив руководил работой «фирмы», находясь у себя на родине, и, таким образом, был недосягаем для непосредственных оперативных действий.

Можно было, конечно, немного подождать, пока он надумает приехать... Но тут грянули теракты в Брюсселе. Среди задержанных террористов оказались два человека с документами из Восточной Европы. Гарантировать, что кого-то из таких «героев» не снабжает фальшивыми «корочками» Тимкив, было нельзя. И потому было принято решение деятельность его «фирмы» прекратить.

27 апреля в шесть часов утра одновременно в нескольких концах города начались 11 обысков. Разумеется, самый интересный «улов» обнаружился в жилище у Ашурова. Снимаемая им двухкомнатная квартира в Кировском районе представляла собой маленький «полиграфический комбинат». Несколько высококачественных принтеров, разнообразные химические реактивы, тоненькие кисточки, оптическое оборудование. И множество фальшивых документов в разной степени готовности. Здесь же кроме Ашурова находились его сестра и ее муж – как выяснилось, нелегал, только что отбывший наказание за разбой.

Дамирджон к неожиданным гостям отнесся спокойно. Ничего и не подумал скрывать – все показал и охотно поделился секретами мастерства. Разумеется, от тюремной камеры это его не спасло. В этот же день были задержаны еще двое его сообщников. Одна из подельниц, которой на тот момент не оказалось дома, впоследствии пришла сама, справедливо рассудив, что скрываться – себе дороже. Теперь уже надо думать о том, чтобы скостить возможный срок. Учтя проявленное благоразумие, арестовывать ее не стали, оставив на подписке о невыезде. Вместе со всеми сообщниками она в настоящий момент ожидает суда. Тимкиву же, объявленному в международный розыск, обвинение будет предъявлено заочно.

Рынок фальшивых документов, однако, продолжает благополучно работать. Совсем недавно аналогичные «домашние типографии» с большим количеством готовых и полуготовых фальшивок были накрыты в Невском и Адмиралтейском районах. И это явно не последние находки.

Но надеяться на то, что проблема может быть решена сугубо полицейскими методами, разумеется, было бы наивно. Слишком велика прибыль, а, как писал дедушка Маркс, в этих случаях для бизнесмена «нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

Задуматься о той почве, которая порождает этот сверхприбыльный бизнес, должен, конечно, законодатель. Барьеры на пути желающих задержаться в России, конечно, необходимы, но в их возведении, видимо, должен быть какой-то разумный предел. Иначе государство просто теряет контроль над ситуацией и создает кормушку для «бизнесменов» вроде Тимкива.

Если бы необходимые документы можно было получить без многомесячных ожиданий, неоправданных мучений в очередях и прочих малоприятных процедур, желающих пользоваться услугами сомнительных фирм было бы гораздо меньше. Подавляющее большинство мигрантов наверняка согласились бы сделать все по закону и спать спокойно. А сотрудники спецслужб могли бы освободить свое время для решения более актуальных задач.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (5726) от 21.06.2016.


Комментарии