В Дун Гун и к Ильичу

Более 100 миллионов китайских граждан ежегодно становятся туристами. В прошлом году они потратили в зарубежных поездках 164 млрд долларов. В борьбе за этот рынок Россия кроме традиционных маршрутов предложила китайцам уникальный проект туров по ленинским местам – «Красный маршрут», частью которого должен стать Петербург. «СПб ведомости» пообщались с представителями нескольких музеев и гидами-переводчиками с целью выяснить, что вообще интересует китайских туристов в Петербурге.

В Дун Гун и к Ильичу | Туристы из Юго-Восточной Азии все чаще приезжают в Петербург.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Туристы из Юго-Восточной Азии все чаще приезжают в Петербург.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Начнем с цифр. Как сообщили нам в отделе туризма Эрмитажа, динамика посещений музея китайскими туристами такова: 2009 год – 40 тысяч человек, 2014 год – 130 тысяч. Только за первые 7 месяцев 2015 года – 130 тысяч, впервые китайцы вышли на первое место среди иностранных посетителей.

Поскольку экскурсия в Эрмитаж входит в обязательную программу для туристов, корректно предположить, что данные цифры показывают общее количество китайских туристов, приезжающих в Петербург.

В то же время никаких специальных экскурсий (государственные визиты не в счет) с привлечением научных сотрудников или хранителей китайцы в Эрмитаже обычно не заказывают. Смотрят только самое главное по стандартному маршруту – «Дун Гун» (Зимний дворец), Леонардо, Рембрандт.

В экскурсионно-лекционном отделе Русского музея говорили примерно о том же. Китайские группы не запрашивают специальных маршрутов, но проверено: им интересны русские и советские реалисты, особенно передвижники – Репин, Шишкин и другие товарищи. Гордость музея – иконы и русский авангард китайцев совершенно не волнуют. Иностранных посетителей в ГРМ немного, отдельного учета китайцев там не ведется.

Виктория Баргачева, председатель Петербургской ассоциации гидов-переводчиков китайского языка, объяснила, что 20 лет существует классический трехдневный тур, включающий три основные для всех иностранных туристов точки – Эрмитаж; Царское Село (особым вниманием китайцев в последние годы пользуется Янтарная комната); Петергоф с посещением Большого дворца.

Из того, что обычно смотрят наши туристы, китайцам показывают Петропавловский и Исаакиевский соборы, но многие группы довольствуются осмотром их только снаружи.

Впрочем, Владимир Бортко (сын известного кинорежиссера), заместитель председателя ассоциации, отмечает как раз большой интерес китайцев к экскурсиям в Исаакиевский собор, а также к поездкам по рекам и каналам Петербурга.

Важный момент, отмеченный гидом, – китайцы приезжают не за новыми знаниями, они путешествуют за эмоциями, поэтому для них принципиально важно, чтобы тур был комфортным. Именно поэтому те, кто намерен привлекать китайских туристов «в промышленных масштабах», обязаны позаботиться об указателях и другой важной информации на китайском языке в отелях, музеях и т. д.

На днях обратил внимание на китайскую туристку, которая в час пик в душном автобусе внимательно рассматривала иллюстрированный путеводитель по Павловску. Он издан на китайском языке. Может быть, именно с таких книг надо начинать борьбу за расширение китайских маршрутов в Петербурге.

Теперь о «Красном маршруте». Баргачева и Бортко оценивают идею положительно. Этот маршрут позволит расширить стандартный пакет, в перспективе сделать тур для китайцев по России продолжительностью не 7 – 8 дней, а 10 – 12. Кроме посещения ленинских мест это могут быть Дорога жизни и Кронштадт.

Статистика и опыт гидов-переводчиков показывают: большинство китайских туристов в возрасте «за 50» это родители тех, кто в современном бурно развивающемся Китае сумел не только заработать на жизнь себе, но и оплачивать отдых старших. Для последних интересны и посещение кабинета Ленина в Смольном, и путешествие на озеро Разлив к «Шалашу».

Гиды убеждены, что в случае Петербурга «Красный маршрут» может стать ярким дополнением к основному «Эрмитаж – Царское Село – Петергоф». Возможно, как цель для второго посещения Петербурга, что позволит городу развивать так называемый возвратный туризм. Кроме того, памятуя о путешествии китайцев за эмоциями и требованиях комфорта, необходимо тщательно готовить как программу самих туров, так и гидов-переводчиков, которые будут работать с туристами.

Пока наши «красные музеи» в самом начале пути к своему маршруту. По оценке Натальи Коваленко, директора Историко-культурного музейного комплекса в Разливе, посмотреть на «Шалаш» приезжают в год 20 – 30 автобусов с китайскими туристами, то есть примерно от тысячи до полутора тысяч человек. Группы сопровождают китайские гиды, которые в контакт с музейными специалистами не вступают, благо вход на территорию комплекса свободный.

Елена Кудрявцева, начальник отдела продвижения музейных услуг Музея политической истории России, сообщила нам, что пока они видят у себя только официальные делегации и группы китайских бизнесменов. Музей завершает работу над новой экспозицией, посвященной Великой русской революции 1917 – 1922 годов, в которую входят мемориалы – рабочий кабинет Ленина весной 1917-го и «Штаб большевиков» того же времени. Музей рассчитывает на интерес китайских туристов к истории строительства социализма в СССР, полету Гагарина и «хрущевкам».

В музее, который работает в соединенных в советское время особняках Кшесинской и Брандта, гораздо больше возможностей принимать большие группы китайских туристов, чем в историко-мемориальном музее «Смольный». Но именно кабинет Ленина в Смольном – главный хит «Красного маршрута» в Петербурге и его основная проблема.

Сейчас музей посещают в год 45 тысяч человек, из них 20 тысяч – иностранцы, китайцев из них 40%. Но попасть в Смольный могут далеко не все желающие. По рабочим дням музей имеет право принимать иностранцев, по выходным – россиян. Турфирмы должны предоставить службе безопасности Смольного списки с паспортными данными и пропиской. Группа не может быть больше 15 человек.

Если первые требования вызывают у туристов чувство дискомфорта (в городской музей – с паспортом, как тут не вспомнить замечание гида-переводчика Бортко), то условие малочисленности для больших китайских групп просто невыполнимо. Чтобы все посмотрели кабинет вождя, потребуется целый день. Поэтому сейчас многие китайские туристы ограничиваются тем, что просовывают фотокамеры в ограду Смольного и фотографируют памятник Ленину на фоне замечательного творения русского классицизма.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (5513) от 03.08.2015.


Комментарии