Увидеть руками

— Чувствуете, какой прямой греческий нос? — спрашивает экскурсовод, и детские пальчики ощупывают нос Перикла. — Носы бывают разные, у кого-то картошкой, например, но греки всегда делали правильные прямые носы. А что у него на голове? Правильно, шлем. Потрогайте, он похож на человеческое лицо. Шлем служил не только для защиты, но и для устрашения врага.

Увидеть руками | ФОТО АВТОРА<br>Первыми на выставку запустили группу ребятишек, попросив взрослых посетителей подождать. Так как для ознакомления с экспонатами к ним нужен непосредственный доступ, группа, для которой проводится экскурсия, не может быть слишком большой.

ФОТО АВТОРА
Первыми на выставку запустили группу ребятишек, попросив взрослых посетителей подождать. Так как для ознакомления с экспонатами к ним нужен непосредственный доступ, группа, для которой проводится экскурсия, не может быть слишком большой.

В выставочном зале Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих открылась экспозиция «Культурное наследие: руками трогать!», на которой представлены образцы скульптуры от античности до эпохи Возрождения. До 20 декабря (по будним дням с 15.00 до 18.00, вход бесплатный) посетителей приглашают в прямом смысле прикоснуться к искусству.

На выставке представлены семь копий скульптур, хранящихся в научно-исследовательском музее Российской академии художеств. Среди них «Афина Лемния» Фидия и «Перикл» Кресилая, «Пророк Иеремия» Донателло и бюст Микеланджело работы неизвестного автора. Все копии выполнены реставрационно-строительной компанией «ОРДЕР», которая совместно с АНО «Центр поддержки и развития музейных инициатив» и стала инициатором проведения выставки.

— В музее Академии художеств собрана уникальная коллекция скульптуры начиная с античных времен вплоть до XIX века, — поясняет директор центра Анна Шкиртиль. — И мы надеемся, что нам удастся изыскать ресурсы и построить программу, которая позволит незрячим и слабовидящим людям знакомиться не с отдельными образцами, а получать широкое представление об истории искусств, а также развивать собственные творческие возможности и способности. В стратегических планах создание постоянно действующей экспозиции и художественной школы для незрячих, но начинать надо с маленьких шагов, и первым стала эта выставка.

— Три с половиной года назад мы открыли небольшой зал, чтобы показывать работы людей с ограничениями по зрению, — добавляет сотрудник отдела развития библиотеки для слепых и слабовидящих Дарья Бочарова. — Позже, чтобы наши посетители могли знакомиться с творчеством не только друг друга, стали делать выставки современных художников и скульпторов. Мы всегда ведем переговоры с авторами, чтобы наши посетители могли тактильно знакомиться с работами, и обычно нам идут навстречу. Конечно, сегодня выставка особенная: такие предметы искусства в музеях трогать руками запрещено.

На открытии выставки экскурсии для посетителей проводили искусствоведы из Академии художеств, которые также обещали дальнейшую поддержку в сопровождении групп. Но и индивидуальные посетители смогут не только «посмотреть руками» экспонаты, но и узнать о них много интересного. К выставке подготовлен каталог, выполненный и обычным шрифтом, и шрифтом Брайля, по тому же принципу проведен этикетаж.

Каждый слепок, который представлен на выставке, это результат тщательной кропотливой работы, которая в среднем занимает у мастера около трех месяцев. Компания «ОРДЕР», многие сотрудники которой обучались в Академии художеств, помогает ее музею проводить реставрацию коллекции. Технология предполагает снятие формы, которая должна быть приближена к оригиналу, как говорит директор компании Андрей Мартьянов, «если не на 100, то на 99,99%». После этого форма и отливки хранятся в музее, который и предоставил их компании для производства слепков для выставки. Для этого делается отлив из гипса, который мастер после просушки тонирует, подбирая по оригиналу различные оттенки. В итоге копия получается практически не отличима от оригинала, что на взгляд, что на ощупь. Интересно, что автор проекта Андрей Мартьянов говорит, что самому общаться с незрячими людьми не приходилось, а идея, видимо, родом из детства, из собственного опыта обучения искусству.

— Наши педагоги, когда мы не понимали, как лепить, копировать, говорили: «Почувствуй форму руками». Если закрываешь глаза, прикасаешься к скульптуре, то понимаешь, что через кончики пальцев передается такое же огромное количество информации, как через зрение, слух. Сейчас смотрю на свою маленькую дочь и вижу, как ей важно не только увидеть, но и потрогать, так что подобная экспозиция будет очень интересна детям тоже. Но необходима она в первую очередь незрячим людям. Это мировая практика, в Лувре, например, есть специальное помещение, где все экспонаты можно трогать, все снабжено этикетками с шрифтом Брайля, есть «направляющие», чтобы посетители могли перемещаться между экспонатами. И наша мечта — создать подобную экспозицию для незрячих и обучающую программу, которая помогла бы им учиться рисовать, лепить.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (5348) от 26.11.2014.


Комментарии