Успеть за 90 минут

Более восьми месяцев прошло с момента существенного повышения тарифов на проезд в городском транспорте Петербурга и введения новых, непривычных для горожан форм оплаты - суточных проездных и единых билетов на 90 минут. Если проанализировать статистику перевозок за полгода, собранную ГУП «Организатор перевозок», можно сделать выводы: некоторая часть пассажиров метро, автобусов, троллейбусов и трамваев приспособились к изменившемуся «тарифному меню» и нашли наиболее выгодные для себя комбинации вариантов оплаты проезда. Однако основная масса горожан мастерство оптимально-бюджетного перемещения по северной столице пока не освоили. Впрочем, и «меню» это еще далеко от идеала, особенно если его сравнить с московским.

Успеть за 90 минут | РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

Существенное повышение разового тарифа с 1 января 2017 года привело к резкому росту доли поездок по электронным билетам. Количество пассажиров, использующих разовые билеты, сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2016-го на 26,5%: с 88,9 млн до 64,6 млн человек. Число поездок по единым электронным билетам (ЕЭБ) «Подорожник» возросло с 33,1 млн до 43 млн. На наземном транспорте доля поездок по «карточкам» составила 83%. Впрочем, она и до нынешнего повышения цен была немаленькой - 77%, то есть выросла всего на 6%.

Увеличилось и количество поездок по электронным проездным (а именно эта категория пассажиров и составляет основную массу «перемещающихся в метро и наземном общественном транспорте»): с 264 млн до 272,1 млн человек.

Стало больше и тех, кто ездит по именным льготным проездным. Например, по студенческим: в первом полугодии наблюдался рост как общего числа поездок (на 857 тыс. человек, или +7,8%), так и среднемесячных в пересчете на одну карточку (с прошлогодних 15,4 до 17,5 поездки). Еще большая востребованность у новых студенческих билетов на наземный транспорт: по ним в среднем совершалось около 30 поездок за месяц. По единому ученическому число поездок выросло на 12,2%, по единому именному льготному билету - на 2,8%. В целом количество поездок по льготным билетам увеличилось в первом полугодии 2017-го на 4 млн. Совершавшие их граждане, по всей видимости, прежде ездили не слишком много и не считали нужным приобретать субсидируемый бюджетом проездной, однако новая тарифная политика и резко подорожавший разовый билет вынудили их воспользоваться предусмотренной законом льготой. Средняя доходная ставка по единому ученическому проездному составляет нынче всего 8,5 рубля за поездку (льготность - 78,8%), по студенческому - 12,6 руб. (льготность - 68,5%), по именному льготному - 9,4 руб. (льготность - 76,5%).

Но вот сравнение со столичными ценами, увы, не в пользу Петербурга: у нас ученический стоит 515 рублей, студенческий на все виды транспорта - 1035 руб. (на наземный - 485, в метро 550 руб.), в Москве же месячный «безлимит» и школьникам, и студентам обходится всего в 380 рублей.

К новым видам электронных билетов петербуржцы только начинают присматриваться и привыкать. Продажи проездных билетов с фиксированным сроком действия в 2017 году выросли на 24%, причем увеличение зафиксировано впервые за все последние годы, говорят в «Организаторе перевозок».

Но все же этот рост не такой, какого ожидали эксперты, оценивая выгодность новых форматов по сравнению со старыми. Средняя стоимость поездки по электронному билету «Подорожник» составляет сегодня 30,4 рубля (льготность - 24%), по введенным в обращение суточным льготность в среднем составляет 46,8%.

Наибольшим спросом среди суточных пользуются билеты на 5 и 7 суток: льготность поездки по ним составляет около 50%. Суммарно количество поездок с их использованием с января по июнь выросло в 4,7 раза - доля реализованных карточек с такими сроками достигла 43% от общего количества проданных суточных проездных, а доля поездок - 62% (1277,3 тыс. поездок).

Суточные билеты в Петербурге чуть дешевле московских: там однодневный проездной стоит 210 рублей (у нас - 180), на трое суток - 400 руб. (у нас - 340), на семь - 800 руб. (у нас - 680).

Чтобы оценить выгодность таких билетов, поделим цену на число заложенных в них дней и получаем стоимость всех ваших перемещений на транспорте в течение суток. День по пятисуточному билету обойдется в 102 рубля, по шестисуточному - в 99,16, семисуточному - 97,14 руб. (проездной на одни сутки стоит чуть ли не вдвое дороже). Для тех, кто ездит ежедневно, на большие расстояния да с одной-двумя пересадками, недельные проездные настоящая находка...

Правда, при очень коротких и быстрых пересадках пройти через турникет или расплатиться через валидатор может помешать 10-минутный тайм-аут на повторное предъявление, предусмотренный для суточных билетов. Он введен для того, чтобы сделать невозможным проезд двоих по одной карте. Для тех же петербуржцев, кто ездит наземным или подземным видами транспорта постоянно, без праздников и выходных, по-прежнему выгоднее приобрести дорогой месячный проездной за 2900 рублей - тогда день катания обойдется всего в 96,6 рубля.

Цена на петербургские 90-минутные билеты немного выше столичных: у нас 70 рублей, в Москве 65 рублей при записи отдельного билета и 54 рубля при использовании полуторачасового проездного на электронном кошельке «Тройка». К сожалению, у нас нет автоматического списания 90-минутного тарифа с «Подорожника» при пересадках в границах полутора часов, как это происходит со столичной «Тройки». Для записи 90-минутных билетов нужно приобретать отдельный пустой электронный кошелек, им и пользоваться.

90-минутные билеты, как и суточные, не принимаются на коммерческих автобусах, а это отсекает от новинок существенную долю пассажиропотока. Зато они действуют на социальных маршрутах с более дорогими смешанными тарифами: № 200, 201, 210, 211, 213, 215, 216, 273. Владелец такого проездного всего за 70 рублей может доехать на метро или автобусе до «Кировского завода, «Черной речки» или «Старой деревни», а оттуда отправиться в Петергоф, Ломоносов, Сестрорецк, Пушкин (обычная цена разового билета от Петербурга - 62 рубля) или даже в Зеленогорск (разовый - 93 рубля) - нужно только успеть к последнему валидатору за 90 минут.

Любопытно, что в отличие от динамично набирающих популярность суточных спрос на билет «90 минут» за полгода оставался практически неизменным. По мнению экспертов, это связано, во-первых, с тем, что немалая часть пассажиров общественного транспорта тратят на дорогу и пересадки больше времени, чем предусматривает этот проездной. Во-вторых, репутацию 90-минутного несколько подпортили проблемы с контролем: ручные валидаторы кондукторов зачастую не «видят» эти билеты. И в-третьих, задуматься, подсчитать и по-новому выстроить свои денежные отношения с системой общественного транспорта многим пассажирам мешает обыкновенная лень.

А маршрутки на фоне тарифных перемен даже укрепили свои позиции: они не просто не повысили, а в ряде случаев еще и понизили цены. На 58 коммерческих маршрутах (22% от общего количества коммерческих направлений) проезд стоит менее 40 рублей. Перетянув к себе таким образом часть пассажиропотока с социальных бортов, маршрутники уменьшили интерес петербуржцев к новинкам городского тарифного меню.

А между тем организаторы транспортной сети готовят нам новые «блюда»: по словам руководителя ГКУ «Организатор перевозок» Владислава Самойлова, нынешней осенью транспортной картой «Подорожник-Тройка» (она появилась в продаже 2 июня) станет возможно оплачивать поездки не только в городском пассажирском транспорте обеих столиц и в московских электричках, но и в поездах Северо-Западной пригородной пассажирской компании.

#транспорт #тарифы #оплата

Комментарии