Уроки вождения

За год на дорогах погибают около 30 тысяч человек, за десять порядка 350 тысяч человек – фактически население целого города. И бороться с этим можно только путем дальнейшего «завинчивания дорожных гаек». К такому выводу пришли эксперты на заседании президиума Госсовета в Ярославле.

О пьяных за рулем, защите питерских дорог от большегрузного транспорта и борьбе с нелегальными маршрутками наш разговор с исполняющим обязанности начальника управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковником полиции Александром КУЗНЕЦОВЫМ.

Уроки вождения | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

– Александр Васильевич, на Госсовете для спасения жизни людей предлагался самый широкий круг мер – это и ужесточение наказаний, и пропаганда культуры вождения, и изменение принципов ответственности за поддержание порядка на трассах. Какие выводы из заседания вы сделали для себя и какие задачи считаете первоочередными?

– Те новые требования, которые были выдвинуты в докладе президента Владимира Путина и заместителя министра МВД Дмитрия Миронова, мы довели до всего личного состава. И хотя проблем решать придется немало, некоторые шаги в этом направлении мы уже делаем.

Например, сейчас самое пристальное внимание уделяем подготовке водителей в автошколах: посещаем площадки, когда идут практические занятия, проверяем наличие материально-технической базы на соответствие действующим требованиям. Полагаю, что в скором времени наши полномочия в этой сфере будут расширены. И это пойдет на пользу всем – и водителям, и автошколам.


– Сейчас начнется сезон дач, шашлыков, природы... На дорогу массово выедут «чайники». Думаю, что у дорожной полиции работы сильно прибавится. На что в первую очередь будут ориентированы ваши сотрудники?

– В первую очередь на выявление лиц, управляющих автомобилем в нетрезвом состоянии. К сожалению, статистика говорит об увеличении ДТП с участием пьяных водителей. Такая ситуация наблюдается по всей стране. И если в городе нетрезвых водителей становится меньше, то в Ленинградской области это явление еще процветает.

А все почему? Раньше в области нарядов ДПС было значительно больше. Сейчас порой в ночное время выезжает всего один экипаж. Люди знают об этом, вот и расслабляются. Такая картина, например, в Волосовском и Лужском районах. А в тех местах, где от районного центра до глухих деревень больше 100 километров, водители вообще не встречают ДПС годами.

По своему опыту скажу, что, когда руководил Гатчинским ГИБДД, круглосуточно отправлял на линию 9 нарядов, из них 5 работали ночью. А после того как в 2011 году наряды ДПС ГИБДД сократили на 33 процента, ночью стали работать только два экипажа. И не надо забывать, что они находятся в подчинении районных подразделений МВД, и задачи им ставятся не только по линии ДПС, но и по выявлению других преступлений. Для полиции в целом это хорошо, но для службы ГИБДД, которая должна зорко следить за соблюдением Правил дорожного движения, – плохо.


– На Госсовете была поставлена задача ужесточать наказание за пьяную езду. Как вы считаете – что нужно делать? Сажать сразу на 10 лет?

– У нас уже и сейчас есть уголовная статья (ст. 264.1 УК РФ в ред. 2016) за управление автомобилем в пьяном виде повторно. И мы таких горе-водителей выявляем, возбуждаем уголовные дела. Суды либо дают им срок, либо накладывают штрафы, но ничего кардинально не меняется. Все равно люди продолжают пить! Поэтому, на мой взгляд, ужесточать ответственность надо и дальше. По-видимому, наш человек начнет понимать только тогда, когда его наказывают не только рублем, но и лишением свободы на долгий срок.

А еще лучше начинать учить будущих автомобилистов вежливости и правилам поведения на дороге буквально с «младых ногтей». И делать это должны в первую очередь родители. У нас же многие взрослые не понимают, что, перебежав дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, они сами становятся потенциальными убийцами своих детей, которые это видят и в следующий раз поступят также.


– А что, отдел пропаганды ГИБДД уже не работает со школами?

– Конечно, работает, но не так результативно, как хотелось бы. Очень мало сотрудников в штате, особенно в районных подразделениях. Поэтому необходимо искать новые формы и методы, привлекать к этому процессу не только учителей школ, но и общественные организации. Активнее сотрудничать со СМИ, с интернет-сообществами. Хотелось, чтобы пропаганда была более продуктивной, полезной и живой и не ограничивалась лишь сухой информацией, где и на какое время закрыта трасса для ремонта коммуникаций, хотя и это тоже важно.


– Что сейчас происходит с пассажирскими перевозками в городе? Не секрет, что на линиях много нелегалов, особенно среди маршрутного транспорта. ГИБДД ведет с этим явлением борьбу?

– Нас тоже беспокоит тема пассажирских перевозок как на городском транспорте, так и междугородном. К сожалению, продолжают происходить ДТП с участием автобусов. И в основном из-за человеческого фактора. Многие нелегальные маршрутки работают без лицензии. Чаще всего это микроавтобусы с малой вместимостью до 12 человек.

Мы вместе с представителями городской власти пытаемся навести в этой сфере порядок. Периодически проводим проверки как на дорогах, так и предприятиях, на пунктах посадки и высадки пассажиров. Планируем на районном уровне, особенно в области, усилить эту работу, даже при нехватке личного состава.


– Сейчас снег на трассах растаял. Дороги стали безопаснее?

– Боюсь, что нет. Ведь иногда вместе со снегом «сходит» и асфальт. С 1 апреля у нас идет так называемая просушка, это когда в весенний период дороги наиболее подвергнуты износу из-за проезда по ним тяжеловесного транспорта. У нас сейчас готовы к работе 16 передвижных пунктов весового контроля и 2 стационарных. Мероприятие запланировано на месяц, и в это время никто из тяжеловесов не должен миновать контрольные пункты взвешивания. Будет превышение грузоподъемности – машину доставят на штрафстоянку. Это мы контролируем и днем и ночью.


– Приближается дачный сезон. Что предпринимаете в целях обеспечения безопасности массового выезда автомобилистов за город?

– Силами ДПС будем усиливать основные выезды из города, помогать областным подразделениям дополнительными экипажами. То есть с мая по ноябрь начнем работать по особому приказу, согласно которому будут дополнительно усилены инспекторами все основные трассы. Хочется надеяться, что это поможет сократить количество ДТП, о которых говорилось на Госсовете.

А читателям газеты, особенно из числа автомобилистов, хочу пожелать весеннего настроения, соблюдения правил на дорогах, взаимного уважения к пешеходам и другим участникам дорожного движения!


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 064 (5681) от 13.04.2016.


Комментарии