Уродец по дешевке

Если подумать-прикинуть, то картошка с морковкой, выращенная на бабушкином деревенском огородике, свинина с частного подворья, яички от несушек, не знавших, что такое фабричный конвейер, – все это не что иное, как органическое продовольствие. Экопродукт, органик-продукт.

Уродец по дешевке | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Ждали закон,
получили стандарт

Бабушка наша воображаемая обитает далеко за сто первым километром, в глуши. Ни о каких генно-модифицированных организмах слыхом не слыхивала, на химические удобрения денег не скопила. Одну органику и знает – навоз называется, стимуляторами роста поросенка Борьку не кормит... Вот вам и «органические продукты»!

Тем не менее давно уже тревожит умы наших общественных деятелей мечта/идея поставить органическое земледелие на широкую ногу. Чтобы не только на частных огородах оно расцветало. Чтобы фермеры им активно занимались. И чтобы, в конце концов, надписи на товарных этикетках «Экологически чистый продукт» соответствовали действительности, а не были, как сейчас, рекламным ходом, невинным лукавством производителей.

Для претворения мечты/идеи в жизнь в стране создали Союз органического земледелия, который объединил немногочисленных пока производителей, ориентированных на выпуск экопродукции. Почти сразу союз приступил к разработке проекта соответствующего закона.

Вариантов было много. Каждый раз после многочисленных согласований документ передавался на рассмотрение в Госдуму. И возвращался на доработку. Ни один из вариантов не устраивал «денежные» министерства – Минэкономразвития и Минфин. Тянулась эта катавасия почти двенадцать лет...

Кстати, писался законопроект «О производстве органической сельскохозяйственной продукции» с оглядкой на опыт Западной Европы. Там любой органический продукт начинается... с сертификации земли. Даже если он животного – мясо, молоко – происхождения. Органический статус должны получить поля и пастбища, на которых или с которых живность кормится.

«Органическими» считаются только те угодья, где в течение как минимум последних трех лет не использовалась агрохимия, и в земле не осталось никаких вредных веществ. Во многих странах требования ужесточены тем, что этот статус могут получить только земли, находящиеся на расстоянии не менее 500 километров от вредных производств. После получения органического сертификата на землю хозяйство имеет право получить сертификат и на животноводство.

Что касается сложных продуктов, состоящих из разных ингредиентов, называться «органическими» они могут только в том случае, если не менее 95 процентов их состава произведены органически сертифицированным способом. Международные стандарты обязывают производителей указывать на упаковке происхождение каждого (!) из компонентов.


Зеленая экономика

В тягостном ожидании официального закона приверженцы органического земледелия взялись разрабатывать Национальный стандарт на экопродукцию. И ровно месяц назад он был зарегистрирован как официальный документ, определяющий правила ее производства, переработки, транспортировки и хранения.

Исполнительный директор Союза органического земледелия России Роман Гуров поясняет:

– Минимальное время для очищения земли от химикатов в растениеводстве составляет в среднем 2 – 3 года. Переходный период в животноводстве и аквакультуре – от 6 до 24 месяцев. Обрабатываться растения могут только биологическими средствами защиты без использования ядохимикатов. Животные и птицы должны содержаться на свободном выгуле. Стандарт полностью запрещает использование генно-модифицированных организмов (ГМО). Запрещено также использование гормонов роста, необоснованное применение антибиотиков. И корма должны быть только натуральные, собственного производства.

У поборников и проводников органического сельского хозяйства – свои экономические расчеты. Их так и называют – «зеленой экономикой». Заглянем и мы в эти расчеты и перспективы.

По сравнению с традиционным земледелием органические технологии требуют на 50% меньше энергии, на столько же сокращается выброс парниковых газов. Помимо этого органик-хозяйства за счет использования биологических методов повышения плодородия почвы и защиты растений помогают восстанавливать нарушенные экосистемы.

По примеру Евросоюза для всей территории России будет разработан специальный логотип экологической продукции. У покупателя появится ориентир, позволяющий ему сделать осознанный выбор, что будет способствовать добросовестной конкуренции. Маркировать свою продукцию как органическую смогут только те производители, которые прошли сертификацию и внесены во вновь созданный специальный реестр. Доступ к нему будет открыт, и любой покупатель сможет проверить подлинность сертификата. Таким образом, будет отсечен фальсификат.

Стоп, стоп, стоп!!! К принятому национальному стандарту все эти слова про логотипы, сертификаты, реестры и покупательский ориентир отношение, конечно, имеют, но опосредованное. Напрямую же они связаны с упомянутым «долгостроем» – законопроектом о производстве органической продукции. Только он – ЗАКОН – сможет упорядочить и сертификацию, и стандартизацию, и много еще чего, связанное со сферой производства органической еды.

Последний вариант законопроекта был подписан экс-министром сельского хозяйства России Николаем Федоровым незадолго до его отставки с занимаемой должности. И на сей раз проект вызвал неприятие со стороны Минэкономразвития и Минфина. Однако вновь был отправлен в Госдуму. По словам замглавы Комитета по аграрным вопросам Надежды Школкиной, рассмотрение и принятие закона запланированы на осеннюю сессию нынешнего года.

Поэтому и вопросы о признании нашего органического стандарта за рубежом и, наоборот, международных органических стандартов в России тоже остаются открытыми до этого момента.


Минфин воздержался...

Большинство российских едоков органические продукты «вкушают» лишь созерцательно, глазами. Кошельки большинства на продовольственные изыски не рассчитаны. Подтверждение тому – разного рода organic импортного производства, до недавнего времени заселявшие прилавки наших супермаркетов. Не всякому по карману, к примеру, фруктовый сок по триста рублей за литр...

После принятия долгожданного закона некоторые оптимистично настроенные эксперты прогнозируют «взрывной рост» численности экопроизводителей в России. Говорят, через два-три года их будут тысячи. Однако не все так просто. Главное, чтобы принятию закона сопутствовала поддержка со стороны государства, регуляторов рынка, банков и прочих организаций. В противном случае цена на экопродукты так и останется неподъемной для массового потребителя.

На Западе ее реальную цену маскирует именно участие государства. Размер субсидий зависит от того, какой продукт производит ферма, как долго она работает и какие ресурсы у ее земель сельхозназначения. В Германии, к примеру, фермеры получают в среднем 500 евро на гектар пашни в год, во Франции этот показатель варьируется от 250 до 500 евро.

А в России погектарная субсидия для обычных, не органических, сельхозпроизводителей застряла где-то на уровне одной-полутора тысяч. Не евро, разумеется, а теряющих свой вес рублей. Кризис... Неспроста же «денежные» ведомства России пока не хотят давать органическому земледелию ни гарантий, ни обещаний.

Кстати, интересную закономерность в овощном сегменте рынка обнаружили европейские маркетологи. Выращенные по всем законам органического «жанра» морковка и свекла не привлекли внимание покупателей. Потому как отличались некоторой... уродливостью. Ни в какое сравнение не шли с ровненькими, гладенькими корнеплодами, выращенными по интенсивной технологии с применением гербицидов, пестицидов и прочей агрохимии. «Ровненькие, гладенькие» пользуются все-таки большим спросом.

Владельцы розничных сетей в Швеции даже создали в нынешнем году проект по продаже «уродливой еды». Овощи и фрукты, выращенные на органике, но имеющие необычную форму решили выложить на отдельные прилавки и снизить их стоимость. Шведская торговля не оказалась пионером – подобные распродажи периодически проводят французские и английские супермаркеты.

Наши московские коллеги-журналисты, отслеживающие подвижки на продовольственном рынке и, в частности, в розничной торговле, пристали к топ-менеджерам известных сетей с вопросом: «А вы готовы на подобную акцию?».

Гендиректор одной сети дословно ответил так: «Нет, а зачем? С точки зрения бизнеса это ни о чем...». Его поддержал гендиректор другой сети: «Это никогда не превратится в нечто большее с точки зрения бизнеса, но как шутка это может привлечь внимание... Так, из разряда фигни всякой». В принципе иных ответов от руководителей гипермаркетов, ориентированных на состоятельных граждан, ожидать не приходилось.

Мнение же руководителей торговых сетей экономкласса совпадает с мнением шведских владельцев: подобные акции принесут продавцам дополнительную выручку и поддержат овощной рацион питания тех, кто шиковать не способен.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (5518) от 10.08.2015.


Комментарии