Ура? Каникулы?

Накануне девятидневных, с 31 октября по 8 ноября, каникул есть как минимум два повода призадуматься. Первый (только не убивайте сразу!) – не пересмотреть ли каникулярные сроки с учетом специфики региона? Второй – не учесть ли, что учителя не крепостные землепашцы, и почему они в каникулы «отбывают службу»?

Ура? Каникулы?  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Отдыхать без роздыху

Как показывают международные образовательные рейтинги, учимся мы не так чтобы очень. Может, потому, что много отдыхаем? Школьники еще не успели войти в рабочий ритм после летних каникул, а в ближней перспективе уже маячат осенние, учеба снова прервется на целых девять дней, а потом нужно готовиться к каникулам зимним, после – к весенним, а там и лето подоспеет. В общегосударственные праздники, напомним, учебы тоже нет.

Такие же большие летние каникулы, как у нас (минимум 90 дней), только в Испании. Во всех остальных близких нам странах летние каникулы забирают дней 60 и меньше. И в этом есть смысл: учебная нагрузка распределена в большем временном пространстве, информационное давление меньше, и дети меньше, так сказать, невротизируются. Кроме того, в каникулярное время там включают и общие праздники. Да и «нелетние» каникулы короче. К примеру, в Исламской Республике Иран самые длинные каникулы – летние (впрочем, меньше 90 дней), вторые по длительности зимние – 12 дней, а остальные вакации привязаны к религиозным и светским праздникам и длятся 1 – 4 дня.

В большинстве стран дни, свободные от учебы, определены на уровне города или учебного округа (как в США) или федеральной земли (как в ФРГ). Разве что в Израиле расписание каникул ежегодно составляет министерство образования. Кстати, Израиль – единственная страна, которая время от времени сокращает каникулярное время. Там учебный год длится сейчас 209 дней. И израильские школьники не выглядят переутомленными – это так, министру Д. В. Ливанову на заметку.

В ФРГ школьники имеют право отдыхать только 75 дней в году! И летние каникулы там не более шести недель. В стране вообще нет единого расписания каникул и начало учебного года «плавающее»: период каникул в ФРГ каждый год заново определяется на особом заседании общефедеральной конференции министров культуры, которая координирует работу 16 земельных министерств. Делается это потому, что немцы любят отдыхать семьями, и если все каникулы будут назначены на одно время, то замечательное германское народное хозяйство рухнет.

Да, не все довольны разнобоем в расписании: некоторые не могут поехать в отпуск с семьями своих друзей, если те живут в других федеральных землях. Но ничего, как-то перебиваются. Впрочем, рождественские и пасхальные каникулы в ФРГ общие.

А у наших ближайших соседей, финнов (в Финляндии, напомним, лучшее школьное образование в Европе), летние каникулы короче, чем у нас, но длиннее, чем в ФРГ, осенние и зимние длятся от 4 до 6 дней плюс две недели рождественских каникул. По правде говоря, разница между испанскими и финскими результатами обучения видна невооруженным глазом.

Все идет по «планам»

В Китае тоже «плавающее» начало учебного года. Но по причинам совсем не немецким. Просто в разных районах Китая разный климат. В тех районах, где в начале осени сыро и туман, учебный год позже начинается и позже кончается. Может быть, и нам задуматься о введении «плавающего» учебного года (против чего сильно возражает министр Ливанов)?

Понятно, что традиции семейного отдыха у нас не столь сильны, как в Германии, нам скорее свойственно на каникулярное время сдавать детей куда-нибудь «на хранение» – «бабушке в деревню» (такие еще остались?) или в лагеря отдыха. Но ведь не отдыхом единым жив человек. У нас, как и у братьев-китайцев, тоже страна большая и климат в ней разный. Значит, и принципы организации перерыва в учебе тоже могут быть разными. Главное, чтобы в основе были не заветы предков, а здравый смысл. Впрочем, не тот, коим руководствуется помощник президента И. Левитин, призывая к «плавающему расписанию» ради «равномерной загрузки транспорта».

Строго говоря, в России стоят насмерть относительно длительности школьных каникул не потому, что есть аргументы в пользу учебного марафона и длительного отдыха после него. А потому, что такова традиция. Традиции объяснений не требуют.

Конечно, и «за забором» встречаются традиционалисты. Например, в Великобритании каникулы привязаны к логике учебного процесса, учебный год делится на триместры, после каждого – каникулы. Да и в США кроме летних каникул есть традиционные двухнедельные на Рождество и недельные на Пасху, а остальные «выходные» привязаны к государственным праздникам, коих не так уж много.

Но в американском каникулярном расписании есть одна непривычная нам деталь: в течение учебного года предусматриваются три Teacher Planning Day и два Teacher In-Service Day. И дети в эти дни не учатся. А учителя готовятся к следующему образовательному циклу или проводят то, что у нас называется «методическое совещание».

Работать в пустом классе

Во время наших грядущих осенних каникул дети будут девять дней отдыхать. А учителя те же девять дней – «отбывать службу». Причем все одно и то же время. Притом замечу, что нагрузка у них различна.

Когда-то порядок работы учителей в каникулярное время определялся инструктивно-методическим письмом еще советского Министерства просвещения. В нем было написано: в каникулярное время учителей можно привлекать к работе на то количество часов, которое указано в их тарификации. Потом этот документ утратил силу, но в 2006 году вышел приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». В этом приказе о режиме рабочего времени было сказано ровно то же, что и в старом методическом письме.

Почему же учителей заставляют явочным порядком работать в полтора-два раза больше положенного? Просто есть легенда о том, что в силу нового, от 2013 года, закона «Об образовании» все предыдущие правила недействительны.

На самом деле коли Минобрнауки не издало приказ о признании предыдущего приказа недействительным и не выпустило новый документ, регламентирующий работу учителей в каникулярное время, значит, действует старый приказ # 69 от 27 марта 2006 года. И точка.

Конечно, учителя у нас безропотные, верящие начальству на слово. Приходят в школу на каникулах – и сидят, и сидят. Но ведь может найтись чудак, который через суд потребует компенсацию за незаконно и бездарно потерянное время. И выплачена эта компенсация будет не из «государственного кармана». А за счет конкретного директора, решившего ввести в своей школе новое «крепостное право».

Вот и позавидуешь этим самым американцам с их Teacher Planning Day и призадумаешься: может, выделить нашим педагогам каникулярное время специально для проведения всех методических процедур? Чтобы в учебное время им не приходилось нестись на другой конец города за очередной гениальной указивкой. Для процесса полезнее, и дети не пострадают.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (5576) от 29.10.2015.


Комментарии