Университеты: пересборка

Официально финиш – 2020 год, когда, согласно проекту «5-100» (читается, извините, не «пять минус сто», а «пять-сто»), минимум пять российских вузов должны фигурировать в первой сотне мировых рейтингов. Тем временем количество вузов – участников программы увеличивается, но петербургских среди вновь прибывших нет.

Университеты: пересборка | ФОТО patineegvector/shutterstock.com

ФОТО patineegvector/shutterstock.com

Взялись за гуж

«5-100» берет начало в одном из знаменитых майских президентских указов 2013 года – «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Из полусотни с лишним вузов, чьи программы развития претендовали на дополнительные средства (программа – 10 млрд рублей в год), в победители вышли 15. Петербургские вузы в проекте – Политех, Университет ИТМО и ЛЭТИ: «три богатыря» (каждый из них и так обладает каким-то весомым статусом – национальный исследовательский, победитель конкурса инновационных образовательных программ).

В 2015 году прошел второй конкурс на участие в проекте «5-100», из 34 заявок выиграли 6, среди них ни одной петербургской. Не потому что наши проиграли – наши даже «не заявлялись».

Впрочем, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев (он же – глава Совета ректоров вузов Петербурга) поясняет: не все университеты рвутся на глобальный рынок; одни метят в лидеры на рынке национальном, другие – на региональном, третьи – на отраслевом, так что мировые хит-парады для них не первоочередная задача.

Возможно, коллеги осторожничают и потому, что видят: жизнь университетов, которые взялись за гуж, изменилась радикально. Ректор Васильев назвал это «пересборкой университетов», и коснулась она всех систем – от управления до обучения. Ужесточились требования (в первую очередь к профессорско-преподавательскому составу), читаются курсы на английском языке (без этого не притянуть иностранных студентов), расширяются программы «двойных дипломов» (студент попеременно учится и в российском, и в зарубежном вузе-партнере).

Ректор Политеха (Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого) Андрей Рудской считает: «Участие в конкурсах заставило задуматься, чего мы стоим». Было 22 факультета – стало 11 институтов, было 137 кафедр – стало меньше 100, – таким образом, поясняет ректор, «мы ушли от массы пересечений и дублирований».

Обещанного
семь лет ждут

Поначалу всех пугали, что из числа участников «5-100» будут отсеивать «неуспевающие» вузы, однако было решено никого за временные неудачи не отчислять, а хвалить или журить рублем: каждый год эксперты изучают достижения участников и «в зависимости от» увеличивают или снижают финансирование.

Как говорит ректор ЛЭТИ Владимир Кутузов, за два года участия в «5-100» вуз значительно расширил связи с глобальным бизнесом; в партнерах сейчас – IBM, «Моторола», «Мицубиси», «Самсунг». Вдвое увеличилось количество иностранных студентов, сейчас их доля – 16%, около 1000 человек: в основном из Китая, Вьетнама, Африки и с Ближнего Востока, есть европейцы (правда, мало), появились из Южной Америки – с советских времен такого не было.

У ИТМО (который и вне всяких рейтингов – мировой лидер в программировании, шестикратный чемпион мира) международные программы с вузами США, Франции, Финляндии, Голландии, Германии, Польши, Эстонии.

Как говорит ректор Андрей Рудской, программа заставила более придирчиво выбирать, с какими из иностранных вузов «дружить» (с теми, кто не ниже топ-500) и на каких НИР (научно-исследовательских работах) сосредоточиться. Политех работает с BMW, Airbus, Boeing, Ferrari, Volkswagen (с нашими – само собой), иностранных студентов в СПбГПУ сейчас 4 тысячи (больше, чем в других технических вузах). Критические замечания тех, на ком перемены сказались болезненно, руководство парирует: зато Политех попал в мощный рейтинг The Times Higher Education, из российских вузов пропустив вперед только МГУ.

На вопрос, какие достижения даются с наибольшим трудом, все три ректора сходятся во мнении: «Те, что связаны с людьми». В том числе иностранными. По словам ректора ЛЭТИ Владимира Кутузова, влияет не только конкурентоспособность вуза, но и качество жизни в стране. Блестящему западному преподавателю приехать на два месяца прочитать курс – да с удовольствием. А пожить здесь минимум год – боязно: два десятка профессоров мирового уровня (из Европы, США, Канады) сначала согласились, но жить в России оказалось труднее, чем они предполагали. Европейские студенты крайне охотно приезжают на несколько недель в Петербург на международные «летние школы», а остаться учиться – как-то не очень.

...Программа «5-100» не российское ноу-хау, подчеркивает Владимир Васильев. Китай, Корея, Франция, Сингапур, Германия, Япония с подобными программами, нацеленными на попадание в рейтинги, стартовали раньше: государства также выделяли средства избранным университетам. Так что в ожидании плодов можно ориентироваться на заморский опыт. Скажем, в Сингапуре, запустившем аналогичную кампанию в 2005 году, приличных позиций в рейтингах добились в 2012 году. Так что получается – лет семь ждать. С начала проекта к 2020 году столько и исполнится. Но оптимистично настроенные называют другую дату – «не позже 2018 года».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5611) от 22.12.2015.


Комментарии