Улица погибшего капитана

О том, что мой дядя Александр Гаврилович Желтый, капитан, командир батальона, погиб под Гатчиной, я знала с детства. Письмо его однополчанина было известно всей семье и часто пересказывалось. Из этого же письма мы узнали, что где-то в Ленинградской области его именем названа улица.

Улица погибшего капитана | ФОТО 900igr.net/shutterstock.com

ФОТО 900igr.net/shutterstock.com

Разыскать могилу и поклониться памяти погибшего получилось только летом 2014 года. Потом я уехала в свой Таганрог, а сестра решила найти в Тайцах улицу имени Желтого. Каково же было ее изумление, когда она увидела на табличке надпись: улица капитана Желтова вместо Желтого. Она поспешила в администрацию поселка городского типа Тайцы, но там облеченные властью люди сказали, что ничего не знают, документов нет и вообще зачем сейчас ворошить это дело. Выгоды от этого никакой, а им только лишние проблемы. Расстроенная, сестра вернулась домой и позвонила мне.

Надеясь на понимание, я написала письмо в администрацию Ленинградской области. Оно по чиновничьей лестнице спустилось туда, где изначально никто ничего не хотел делать. Более того, я получила официальный ответ, что похороненный в братской могиле Тайцев Желтый А. Г. вообще неизвестно какого звания.

Когда двадцатичетырехлетний Александр Желтый поднимал батальон в атаку, освобождая их же поселок, он был капитаном. Когда хоронили его через два дня в Куприяновке, о чем есть подлинные архивные рукописные данные с указанием места проживания родителей, был капитаном. А когда перезахоронили в Тайцах, оказался вообще без звания – так что ли? Разве это сохранение памяти? Поисковые отряды до сих пор находят погибших в Великую Отечественную войну, устанавливают их имена, находят родных и хоронят с почестями погибших. А тут все известно и документы есть, но никто из равнодушия не хочет исправить допущенную кем-то ошибку. Очень надеюсь, что справедливость будет восстановлена. И высокие слова о том, что никто не забыт и ничто не забыто, в данном случае не останутся просто словами. Иначе просто стыдно...

У Александра Гавриловича не осталось прямых потомков. Знаете почему? Его родители – Гавриил Петрович и Пелагея Павловна проводили на войну троих молодых сыновей. Обратно не вернулся никто. Вот почему это нужно нам. Нашим детям и внукам, нашим родным по всей России, нашим родственникам на Украине, где родился капитан Желтый и где не жалеют жизни за право носить георгиевскую ленточку. Они должны знать, что их земляк и родственник геройски погиб при освобождении Ленинграда от блокады и что о нем помнят и в любой день могут поклониться его могиле в Тайцах. А потом постоять на маленькой улочке на окраине поселка, носящей имя капитана Желтого.


От редакции.

Считаем, что администрация Таицкого городского поселения безответственно отнеслась к просьбам родственников воина, погибшего 24 января 1944 года в Куприяновке, когда его батальон в составе Ленинградского фронта освобождал гатчинскую землю. Если бы в администрации не пожалели пяти минут и заглянули в Интернете на сайт ОБД Мемориал, где трудом сотен ответственных людей собраны данные на защитников Родины, они бы нашли достоверные сведения о капитане Желтом. В мае вся страна будет отмечать 70-летие Победы. Времени исправить ошибку – хватит.

Наталья НАЙДЕНКО,
г. Таганрог, Ростовская область


На помощь пришла страна


Более сорока лет назад в нашем городе была создана Региональная общественная организация воспитанников детских домов блокадного Ленинграда. Сейчас в ней числится свыше двух тысяч человек.

По-разному сложились судьбы бывших детдомовцев, но они навсегда запомнили заботу о себе государства и многих простых людей, что помогло им не только выжить, но и найти свое место в жизни.

Можно сказать, что детей Ленинграда спасала вся страна. Известно, что многие ребята в первую блокадную зиму потеряли родителей. Учителя, старшие школьники, сандружинницы, добровольцы обходили дом за домом, квартиру за квартирой в поисках сирот. В осажденном городе для них были срочно открыты детские дома. К середине декабря 1941 года таких домов было 17, к 1 февраля 1942 года их уже стало 64, к 7 марта 1942 года – 98. В различных районах области действовали 32 детских дома. Общая численность воспитанников превышала 60 тысяч человек.

Когда возникла необходимость эвакуации, ленинградских детдомовцев приняли многие города и поселки Поволжья, Сибири, Средней Азии, Кавказа. На новых местах был обустроен их быт, налажены необходимое питание и учеба. А директора и воспитатели детдомов, приехавшие вместе с ребятами из Ленинграда, делали все, чтобы их утешить, помочь справиться со стрессом, вызванным ужасами блокады и смертью родных. Сегодня бывшие блокадные детдомовцы не только общаются друг с другом, но и встречаются со школьниками, рассказывая, что довелось им пережить во время войны.

Людмила КИСЕЛЬ-ЗАГОРСКАЯ,
жительница блокадного Ленинграда, краевед



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (5391) от 04.02.2015.


Комментарии