Улита на большой дороге

Вот уже неделю водители грузовиков с общей массой веса свыше 12 тонн должны оплачивать проезд по федеральным трассам. У постановления правительства есть как очевидные защитники, так и яростные противники. До перекрытия федеральных трасс, правда, дело не дошло, но критических стрел и пару выпущено много.

Улита на большой дороге  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Своего рода флешмоб провели владельцы транспортных фирм и водители в прошлый уик-энд в Петербурге на дороге в Угольную гавань. Этот народный сход собрал около 200 человек, все они крайне критически высказывались против введения сбора на большегрузы. Транспортники даже планировали объединиться в некую общественную организацию «тяжеловесов», чтобы вместе отстаивать свои интересы.

Акции могут быть самыми разными – от пикетов и митингов до так называемой улитки, когда грузовики сбавляют скорость до 5 – 7 км/час, тем самым практически блокируя трассу. Кстати, что-то подобное водители большегрузов уже провели на юге России на федеральной трассе близ Ростова, а также в Подмосковье.

У постановления правительства РФ есть, как у любой медали, две стороны. С одной – федеральные дороги необходимо защищать от разрушения: тяжелой техники в стране становится все больше, к тому же с каждым годом она набирает вес. С другой – тарифы на перевозку и так высоки, топливо дорожает, в этих условиях новый дорожный сбор станет лишним бременем для перевозчиков.

Как пояснял нашей редакции научный руководитель Института проблем транспорта РАН Олег Белый, большинство российских автодорог строилось давно и не рассчитано на массовый проезд большегрузных автомобилей. В результате дороги «расползаются», нижние слои полотна не выдерживают большой массы грузовиков – их вес вместе с грузом может достигать и 12, и 20, и 25 тонн. Вторят научному мнению и те, кто на практике следит за состоянием федеральных трасс. В «Севзапуправтодоре» утверждают, что прогон одного тяжеловеса по воздействию на дорогу равен проезду 50 тысяч легковых автомобилей.

Но поскольку тенденции таковы, что при автотранспортных перевозках грузов вес машины и ее вместимость все больше увеличиваются, то выход один: надо строить более крепкие дороги с несколькими слоями покрытия, в том числе бетонными. Чтобы трассы могли выдерживать не только легковушки, но и большегрузы. То же самое необходимо делать при реконструкции магистралей. Однако строительство таких трасс требует и совсем других денег на их сооружение. Собственно, для этого, как заявляют в правительстве, и введен новый сбор на большегрузы – чтобы строить для них дороги.

И все же после акций протеста правительство согласилось на несколько месяцев вдвое уменьшить дорожный сбор на большегрузы. Теперь график такой: с 15 ноября до 1 марта сбор составляет 1,53 рубля за километр, затем до 31 декабря 2016 года будут взимать по 3,06 рубля, с 1 января 2017-го – по 3,73 рубля за километр. Все это пока касается проезда исключительно по федеральным трассам. Кстати, в городах и областях России удивляются, почему же плата не вводится за проезд по дорогам регионального значения, которые еще хуже и еще быстрее разбиваются большегрузами. В правительстве это услышали, и в Минтрансе разрабатывают соответствующее положение, однако о сроках введения сбора за проезд по регионам пока не говорят.

Перевозчики же уже сейчас утверждают, что в нынешних условиях автотранспортным предприятиям не выдержать нового финансового бремени. При этом, естественно, пообещали тут же перевести увеличение «стоимости логистики» на грузовладельцев. В связи с этим появились расчеты, впрочем, слабо подкрепленные точными выкладками, что стоимость перевозки товара увеличится на 5 – 12%, в связи с этим непосредственно цена на товар возрастет на 1,5 – 2%. Но вообще если представить большегруз полностью забитый товаром и считать, что он везет его, скажем, 1000 км и все по федеральным трассам, то стоимость перевозки всего этого груза увеличится по нынешнему тарифу на 1530 рублей. Для перевозчика эта сумма, может быть, и значительна. А для владельца товара, если разделить ее на штуку или килограмм продукта, выглядит совсем невеликой.

Тем не менее разговоров новый сбор вызвал много. Еще и потому, что, как часто бывает, техническая обеспеченность взимания платы не слишком отработана и стала головной болью для водителей. Заплатить за проезд можно двумя путями. Первый – через специально разработанное бортовое устройство, которое будет отсчитывать километраж.

– Бортовые устройства выдаются, причем бесплатно, для водителей подведомственных нашему управлению областей Северо-Запада в трех городах: Петербурге, Пскове и Калининграде, – сообщила нашей газете представитель ФКУ «Севзапуправтодор» Юлия Петриняк. – Другой способ оплаты – через маршрутные карты, которые можно оформлять, в том числе и через Интернет.

Таким образом, водителям придется повышать уровень владения IT-технологиями. Не все к этому готовы. Например, один из шоферов Приозерска утверждал, что в этом областном городе нет офисов ни для оформления маршрутной карты, ни для получения бортового устройства, а Интернетом на таком уровне он пользоваться не умеет. И какие к нему можно предъявить претензии?

Между тем суммы штрафов для нарушителей уже установлены: за проезд без оплаты большегруза массой выше 12 тонн с индивидуального предпринимателя попросят от 40 тысяч рублей. А для юридического лица, то есть предприятия, предусмотрен штраф от 450 тысяч рублей. Однако со штрафованием с первых дней обещали не усердствовать. К тому же надо до конца отработать методику выявления нарушителя, хотя наработки в этом деле уже имеются.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5590) от 23.11.2015.


Комментарии