Уходя, не выключаться

Вчера в Петербурге отмечался День матери. В музыкальных школах и детских садах разучивали песню про «мама — первое слово», состоялись официальные мероприятия: концерты в БКЗ, выставки, мастер-классы. Я некоторым образом тоже готовлюсь к Дню матери — к своему личному. А потому все, что связано с материнством, вызывает у меня интерес. И не концерты и выставки — уж, извините! А городские программы и проекты, на которые я — будущая мама — смогла бы рассчитывать.

Уходя, не выключаться | ФОТО Christin Lola/shutterstock.com

ФОТО Christin Lola/shutterstock.com

В городе действует региональная Концепция семейной политики до 2022 года. А до того действовала концепция 2007 — 2011 годов. Наверное, это приятные документы, описывающие сферы, которые нужно развить для того, чтобы во всех семьях все-все стало окончательно хорошо. А какая сфера уже считается развитой? Чтобы получить ответ на этот вопрос, я пошла на встречу с профильными чиновниками и специалистами по материнству.

Похоже, они полны радостных надежд. В Петербурге, говорят, растет рождаемость — сейчас она уже превышает смертность. Растет и количество многодетных семей — сейчас их уже около 23 тысяч. Все чаще в семьях появляются вторые, третьи дети... Все программы, осуществляемые сейчас, будут реализовываться и дальше: пособия, материнский капитал и все прочее никуда не исчезнет.

Но в комитете по здравоохранению припасена ложка дегтя. Оказывается, у нас большие проблемы с репродуктивным здоровьем людей. Среди подростков обоего пола около 20 процентов уже имеют нарушения, каждый пятый брак — бесплоден.

Правда, начальник отдела по организации медицинской помощи матерям и детям комитета по здравоохранению Светлана Рычкова все же успокоила меня, отметив, что в Петербурге младенческая смертность мизерна, а реанимация работает на потрясающем уровне. Не знаю (и, признаться, не хочу знать!), каков уровень реанимации. А женские консультации, подтверждаю, вызывают в целом положительные эмоции. Главное — к врачу попасть несложно: один звонок в регистратуру — и запись обеспечена. Можно, конечно, пожаловаться на строгости, с которыми приходится сталкиваться — на огромное количество анализов, жесткий график их сдачи (опоздание на 10 минут считается опозданием навсегда), на немалое количество платных обследований — но в конце концов от всего этого становишься более собранной, терпеливой, дисциплинированной. И экономной.

Важный вопрос, который тревожит каждую женщину, которая собирается рожать, — о деньгах. Очень хотелось услышать от чиновников ответ — нет, не о крохотных государственных пособиях (в конце концов какие могут, такие и платят), а о помощи, которую может получить молодая мама, желающая зарабатывать...

Ответила Людмила Колдунова, начальник отдела профессионального обучения, профориентации и психологической поддержки комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга: в каждом районе есть центр занятости, курсы повышения квалификации, где женщина может получить новую специальность, проводятся ярмарки вакансий для женщин, есть программа, позволяющая многодетным родителям устроиться на удобные для них рабочие места. Но, увы, что-то не видно молодых мам, которые могли бы похвастать тем, что центр занятости или ярмарка вакансий помогли найти подходящую работу. Город не смог придумать систему, которая позволяла бы женщинам работать дома, сидя с ребенком. А ведь это помогло бы ей не только заработать нелишнюю копейку, но и не потерять связи с внешней жизнью.

Удаленная работа — недостижимая мечта. Ну разве что женщина до родов была переводчиком или программистом. В иных обстоятельствах найти «удаленку» маме в декрете не просто сложно, а чудовищно сложно. Это как с Дедом Морозом: почти никто не видел, но так хочется верить! И на этой основе в Интернете расцветает глобальный обман, в который уже угодили многие молодые мамы. Например, ставшие притчей во языцех вакансии «наборщика текста», на которые клюют все, кто очень хочет подработать. Все сводится к тому, что от работника требуется отправить некую сумму — до 300 рублей — на указанный счет как «гарантию» того, что вы действительно выполните порученную работу. Набрав «гарантий», «работодатель» навеки исчезает.

К такому же шаткому способу заработка (который вряд ли окупит затраты, требуемые работодателем) относится продажа косметики по каталогам: «построение своего бизнеса с косметической компанией». Вы либо вкладываете свои же средства для получения мифического дохода, либо ищете информацию для невидимого работодателя, которую он получает, не заплатив за труды.

В общем, подавляющему большинству мам приходится мириться с тем, что первые годы, пока ребенок крепко привязан к матери, финансовое обеспечение семьи целиком ляжет на плечи отца. И нередко этот период растягивается и растягивается: год, два, три и больше. Ведь не всегда семье удается быстро найти место в детсаду. Вот Андрей Борщевский, заместитель председателя комитета по образованию, убеждает, что на данный момент более 80 процентов детей имеют место в садах; а имеющийся дефицит будет устранен... к 2015 году. Об устранении дефицита Смольный говорил и год назад, и два, и пять. Но пока он все-таки существует. А значит, женщине нужно привыкать к мысли о том, что, уходя в декрет, ей на долгое время придется полностью выключиться из жизни.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5351) от 01.12.2014.


Комментарии