Главная городская газета

Уберут ли Uber?

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью

«В ночь на 22 июня...»: память на рубеже блокады

Традиционная акция памяти пройдет у стен храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове 21 июня. Детали события – в нашем специальном материале. Читать полностью
Уберут ли Uber? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители, однако прочие участники рынка таксомоторных перевозок его экспансии отчаянно сопротивляются. К противостоянию подключается и власть: сервис уже запрещен или частично запрещен в Бразилии, Индии, Канаде, Китае, Франции, Германии, Испании, Таиланде, Бельгии и ряде других стран. Претензии к Uber предъявляют прежде всего в связи с отсутствием лицензий у водителей.

Судя по всему, с нынешнего года жизнь Uber-таксистов в Петербурге также существенно осложнится. Несмотря на стремительно растущую популярность сервиса среди горожан, большая часть его машин работает незаконно. «Пойманным за руку» водителям-нелегалам грозят штраф и конфискация автомобиля.

Проверку, организованную недавно комитетом по транспорту в рамках деятельности межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга, масштабной не назовешь: парень и девушка, сотрудники одного из подведомственных предприятий, выступили в роли «тайного покупателя», заказав машину через Uber. Оба ехали к автосалону на Исполкомской - один с улицы Моисеенко, другая - с Новочеркасской. На Исполкомской такси встречали сотрудники в погонах и без, а также теле- и фотокамеры. Дождавшись, когда клиенты рассчитаются, контролеры попросили водителей предъявить документы, среди которых предсказуемо не оказалось желтой карточки под названием «Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга».

Итог: проехавшие с комфортом и задешево (ждали машину 3 - 4 минуты, заплатили чуть больше сотни) молодые люди письменно подтвердили факт поездки и расчета наличными, а водители вступили в длительную и неприятную процедуру составления административного протокола. Дальнейшую судьбу нарушителей ч. 2 ст. 14.1 КОАП («осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно») решит суд. Предусмотренная статьей ответственность - штраф до 2,5 тыс. рублей с возможной конфискацией транспортного средства.

Водитель «Шкоды Октавии» 34-летний Арен происходящим очень расстроен, для него это полная неожиданность:

- Заключал договор не с самим «Убером», а с его партнером - тут недалеко, на улице Красных Текстильщиков... Мне сказали: не нужно никакой лицензии, это не считается как такси. В договоре расписано, как я работаю, как перечисляю им плату, и все. В Петербурге живу уже четыре года. Раньше занимался сантехникой, а недавно работу потерял, вот решил потаксовать - семью ведь кормить надо.

Специалисты комитета по транспорту подтверждают: все выявленные в ходе проверок таксисты-нелегалы заявляли, что при заключении договора с партнерами «Яндекс.Такси», Uber или Gett их заверили: никаких лицензий или разрешений на работу не требуется. Совершенно очевидно: если бы «тайных покупателей» было в этот день кратно больше, результат при вызове машины через эти сервисы был бы ровно таким же - ни одного разрешения на руках, ни одного легального такси...

Внутренние правила, которыми руководствуются транснациональные агрегаторы (называющие себя то IT-корпорацией, то диспетчерской службой), по целому ряду ключевых позиций не соответствуют федеральному законодательству. Они не только уходят от налогов, но и перекладывают всю ответственность за исполнение услуг исключительно на водителей такси. Если легальный рынок таксомоторных перевозок платит налоги в наш бюджет, то Uber платит их в Голландии по голландским же законам, а через российские посреднические фирмы лишь «гоняет» деньги. У этой корпорации, как и у других ей подобных, нет прямой дочки «Uber Россия», которая брала бы на себя ответственность за качество перевозок, за опоздание пассажира в аэропорт или за ДТП. Где бы они ни работали, эти сервисы никак не проверяют своих водителей, почти ничего о них не знают, не ставят GPS-датчики на автомобили, не регистрируют машины в реестрах такси, их водителям не нужно проходить специальное обучение. Все происходящее после выдачи заказа «борту» - исключительно личная забота пассажира и водителя. Их личные риски.

Что, собственно, подтверждает и сегодняшняя проверка.

По данным маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, проводившего исследование таксомоторного рынка Петербурга в прошлом году, он оценивается примерно в 33 млрд рублей и составляет около 9,7% от российского. 30% на нем занимают перевозчики-юрлица с парком до 10 автомобилей, 28% - автовладельцы-ИП с одним, 22% - крупные компании с 10 авто и более, 10% - ИП с 2 - 10 машинами, 8% - предприниматели, у которых более 10 авто, и 2% - юрлица с одним бортом. Средний годовой доход, приносимый одним пассажиром такси в северной столице, в 2016 году составил 6774 руб., увеличившись на 3,1% по сравнению с аналогичным показателем 2015-го.

По прикидкам аналитиков этого агентства, теневой рынок такси в Петербурге в прошлом году сократился на 18,4% и составил 6,3 млрд руб., доля легального рынка выросла на 9,9% (26,8 млрд руб.).

В комитете по транспорту говорят, что достоверной статистики нелегальных такси нет, объясняя это тем, что вычленить их в потоке машин никак не возможно. В ходе отдельных проверок нелегалов выявляют только вот так - при помощи «тайных покупателей».

- Практика подобных проверок у нас началась с конца 2016 года, - говорит главный специалист отдела контроля и безопасности на транспорте комитета Анатолий Зайцев. - Уже наработан некоторый опыт, в том числе и с изъятием нелегальных такси на время рассмотрения дела (транспортное средство в этом случае может находиться на специализированной стоянке до трех месяцев). Пять материалов уже рассмотрены судами, владельцам машин назначены штрафы. Как бы эти приложения себя ни позиционировали и ни называли, по факту это предоставление услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, то есть состав административного правонарушения налицо.

Но субъектом правонарушения в данном случае выступает водитель, а не Uber или какой-то его партнер. В действующем законе «О такси» вообще нет понятий «диспетчерская служба такси» или «информационный сервис», а потому никаких полномочий по отношению к ним у комитета или какого-то иного контролирующего ведомства пока нет. Проблема слишком «свежая», и нормативная база по полномочиям федеральных органов (например, Роспотребнадзора, Роскомнадзора и т. д.) только разрабатывается.

- Такси, вызванное через сайт-агрегатор, может, и дешево, но явно небезопасно для пассажира, и странно, что наши граждане об этом не думают, - говорит зам. начальника управления городского и пригородного пассажирского транспорта «Организатор перевозок» Владимир Побижан. - В таксопарках должны проводиться пред- и послерейсовые медицинские осмотры водителей, регулярный контроль за техническим состоянием транспортных средств, вестись путевая документация. Если официальные перевозчики перестанут это делать, им грозят очень серьезные неприятности. Как результат, по технике у них фиксируется очень мало нарушений. Но кто гарантирует исправность машин «Убера» и адекватность его водителей?

Хочешь «таксовать» легально - получай разрешение, говорят в комитете по транспорту. Пакет документов невелик, но загвоздка в том, что заявитель - владелец авто должен иметь статус юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Получение же вожделенной желтой карточки потянет за собой целый шлейф обязательств: на крыше машины должен быть установлен оранжевый фонарь, на боках - появиться цветографическая схема (пресловутые шашечки), а в салоне - информация с именами-контактами перевозчика, водителя, контролирующих органов и описанием порядка оплаты за проезд.

Машины с шашечками активно проверяют. Как правило, разрешение на этот вид предпринимательской деятельности у их водителей наличествует, но могут отсутствовать некоторые из обязательных элементов. Штрафы за те или иные нарушения (например, если водительский стаж у таксиста менее 3 лет) - от 1 тыс. до 100 тыс. рублей. За 2016 год в Петербурге по легальным такси было вынесено более 200 постановлений о штрафах на сумму более 3 млн руб., за первый квартал этого года - 86 постановлений на 1,1 млн руб.

По оценкам аналитиков рынка, в северной столице действует более 250 служб заказа такси, из них около 25% имеют интернет-приложения. По словам Владимира Побижана, добросовестные петербургские таксомоторные компании и диспетчерские, как правило, из числа крупных, используют «лицензированные» машины (реестр выданных разрешений размещен на сайте комитета по транспорту, в списке уже более 35 тысяч номеров).

Сами участники питерского рынка таксомоторных перевозок говорят, что в последние год-два он существенно «посерел». «Бомбил» первого поколения практически вытеснили интернет-бомбилы, искренне или почти искренне считающие себя легальными таксистами. Правда, очень многие, и выйдя из тени, на деле остаются нелегалами: открывают ИП, а получив лицензию, тут же свое предпринимательство и закрывают... И налогов, соответственно, не платят.

По мнению аналитиков DISCOVERY Research Group, в ближайшей перспективе рынок таксомоторных перевозок в Петербурге продолжит расти, а доля теневого сектора будет сокращаться.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook