Цинизм в квадрате

Всем хорош финский застройщик «Лемминкяйнен рус». И дома строит внушительные. Одно но: к историческому Петербургу, к традициям нашего города относится без излишнего пиетета. Возвел, например, жилой комплекс ровно там, где в старину находилось Смоленское армянское кладбище. На костях выдающихся представителей армянской общины.

Цинизм в квадрате |  РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

Новостройка к тому же рекордсмен по числу ныне существующих некрополей, которые можно наблюдать из окон, – четыре. Цинизм в квадрате: в рекламе гордо заявлялось, что «местоположение дома уникально: это зеленая зона Васильевского острова, вокруг многочисленные зеленые насаждения, сады и парки».

Жилой комплекс «Айно» на наб. р. Смоленки, 35, корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» осматривал под футбольный комментарий. Рядом расположен стадион, и во время матчей азартный голос диктора разносится по всей округе. Следующее впечатление: здесь как такового нет двора. Узкая прилегающая территория закатана в асфальт, с двух сторон заборы.

Айно – «небольшое вымирающее племя, живущее на острове Иессо, Сахалине и Курильских островах», говорит нам словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, изданный в 1910 году. Именно такое имя – «Айно» – носит жилой комплекс, возведенный строительной компанией «Лемминкяйнен рус». Сам застройщик, правда, толкует название иначе. Для него «Айно» – это имя героини скандинавского эпоса.

Но неспроста, совсем неспроста тема смерти проскакивает в названии. Жилой комплекс «Айно» находится в окружении сразу нескольких кладбищ: Смоленского лютеранского, Смоленского православного и кладбища «Остров Декабристов». В непосредственной близости, к востоку, находится и сохранившаяся часть Смоленского армянского кладбища.

Когда-то это был большой некрополь; о том, насколько известен и почитаем он был в пушкинские времена, говорит один факт: нынешний Смоленский мост именовался тогда Армянским. Увы, в советские годы обширную территорию кладбища радикально сократили, устроив на «освободившейся» его части стадион.

А уже в наши дни другой частью «освободившейся» земли воспользовались предприимчивые девелоперы.

Характерно, что строительство комплекса на Смоленке началось, когда финским коммерсантам еще не было выдано разрешение службы строительного надзора. Уже в процессе работ застройщики выправили все необходимые бумаги. Было возведено 13-этажное здание, разделенное на несколько секций. Первые три были сданы в конце 2013 года, годом позже сдали еще столько же.

Председатель совета армянской автономии Карен Мкртчян пытался бороться против возведения «Айно». На всех уровнях он добивался исторической справедливости. Твердил о том, что дом возводят на костях: «там лежат наши предки – это факт». Обращался в различные инстанции.

Но...

«Мы жаловались, но сейчас уже не хотим жаловаться. Потому что это бессмысленно! Много было и газет, и радио, и чего только не было. Эта такая тема, что к ней не хочется даже приближаться. С дурным запашком эта тема», – посетовал глава общины.

Между тем старинные документы красноречиво подтверждают: «Айно» высится чуть ли не по центру исторического Смоленского армянского кладбища. Такой вывод можно сделать, например, если сопоставить современные карты города, например, с печатными планами Петербурга 1905 и 1914 годов, с планом Ленинграда 1925 года.

Нелишне напомнить, что в аналогичной ситуации строительство торгово-развлекательного комплекса у станции метро «Ломоносовская» было отменено: застройщику, городу, хватило мужества признать, что возведение ТРК на месте, где когда-то был обширный некрополь, не есть доблесть.

Финские застройщики столь же внимательными к истории не оказались.

Новоселы «Айно» обсуждают на интернет-форумах, сколько у кого видно из окон кладбищ, кому чаще приходится наблюдать за скорбными процессиями. Дело в том, что Смоленское армянское кладбище и сегодня – некрополь действующий. Например, около месяца назад здесь хоронили первого председателя армянской автономии Вячеслава Павловича Лазаряна.

Некоторые новоселы «Айно» успокаивают себя тем, что вид на некрополи – лучшая защита от уплотнительной застройки. Забывая, что их собственный дом является очевидным опровержением этого тезиса.

Мы обратились за комментариями по поводу соседства с захоронениями в компанию «Лемминкяйнен рус». Но там на наши вопросы не ответили. Возможно, в глубине души представители этой компании и сами понимают, что строить жилье на костях – как минимум нехорошо.


МЕЖДУ ТЕМ

«Айно» ближе других подобрался к захоронениям. Но этот пример в Петербурге далеко не единственный. На углу проспекта КИМа и улицы Одоевского, на некотором удалении от того же кладбища, возвел свою жилую многоэтажку «ЮИТ Санкт-Петербург». С видом на православную часть Смоленского кладбища построил жилой дом Setl Group. Это здание расположилось на Малом проспекте Васильевского острова, 64.

Неподалеку, на той же Смоленке, на улице Одоевского, 28, стоит жилой комплекс от печально знаменитого застройщика «ЛенспецСМУ». Он построен в 2000 году. Здание находится в непосредственной близости от сектора частных захоронений кладбища «Остров Декабристов».

На юге города, возможно, в непосредственной близости от бывшего некрополя строится многоэтажный жилой комплекс «Триумф парк». Его возводят возле Пулковского шоссе в районе пересечения с Дунайским проспектом. По некоторым данным, здесь находилось Среднерогатское кладбище.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (5484) от 23.06.2015.


Комментарии