Главная городская газета

Труба с передовой

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Труба с передовой | Орудие торфяного производства вытащили из леса - во время войны там была линия фронта. <br>ФОТО предоставил автоклуб «Все 4 х 4»

Орудие торфяного производства вытащили из леса - во время войны там была линия фронта.
ФОТО предоставил автоклуб «Все 4 х 4»

В мемориальном зале музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» в Марьине открылась выставка, посвященная довоенной истории синявинских торфоразработок. Его поля семьдесят четыре года назад, в январе 1943-го, стали ареной ожесточенных боев по прорыву блокады.

Память об этом событии увековечивают два мемориальных знака. Один, на Мурманском шоссе, известен многим: скромная стела указывает на рубеж, где 18 января 1943 года соединились войска Ленинградского и Волховского фронтов.

Второй памятник знают гораздо меньше: он стоит возле оставшихся еще с войны руин завода Всесоюзного научно-исследовательского института механизации торфяной промышленности (ВИМТ), действовавшего на базе торфопредприятия «Синявино». И хотя туда протоптана «народная тропа», без подготовки найти этот памятник весьма непросто...

Никогда прежде торфопредприятие «Синявино» не становилось предметом пристального внимания музейщиков. Экспонатами новой экспозиции стали документы городского Центрального госархива научно-технической документации. Представлено более пятисот снимков испытаний торфяных машин и механизмов. Музейщики говорят, что были сами изумлены увиденному: шагающие краны, болотные катки, плужно-лопастные механизмы, торфяные тягачи, машины на лыжах... Этакий образец импортозамещения 1930-х годов.

- Фотографий в архивных делах много, потому что их делали не для красоты, а для отчетов. Самый ранний снимок - 1933 год, самый поздний - июль 1941-го, там здания завода уже замаскированы, окна заклеены крест-накрест, - поясняет куратор проекта старший научный сотрудник музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» Павел Апель.

До войны на синявинских торфоразработках было девять номерных Рабочих поселков. Административным центром был Рабочий поселок № 5. Там находились опытная база и завод ВИМТа, откуда чертежи торфяных машин рассылались по всему Советскому Союзу.

В том же поселке № 5 действовала школа ФЗО на пятьсот человек, готовившая кадры для торфяной промышленности всей страны. Там же были баня, пекарня, дом культуры имени Артема, стадион, больница, типография и даже редакция местной газеты «Торфяник»... В 8-м поселке квартировали «спецпереселенцы» (репрессированные и раскулаченные), 7-й был колонией заключенных, в остальных жили рабочие, приехавшие на заработки...

Помимо редких архивных фотографий на выставке есть подлинные предметы, относящиеся к работе и быту торфоразработчиков. Это находки, сделанные поисковиками на месте бывших 5-го и 7-го Рабочих поселков. Пожалуй, самая интересная - огромная металлическая труба длиной около трех метров и диаметром 57 сантиметров. С ее помощью торфомассу перекачивали от места добычи до сушки.

Этот редкий артефакт появился тут благодаря друзьям музея-заповедника - поисковику Владимиру Ярошенко из «Сестрорецкого рубежа» и энтузиастам из автоклуба «Все 4х4», которые вытаскивают военные реликвии из труднодоступных глухих лесов и болот.

- Завод ВИМТа успели эвакуировать, а вот металлические трубы остались на торфяных полях, - поясняет Апель. - И, когда здесь развернулись ожесточенные бои, обе стороны использовали эти бывшие «орудия производства» для укрепления позиций... Из той трубы, что привезли нам поисковики - она вся изрешечена пулями и осколками, - мы извлекли три ведра стреляных гильз. Ничего удивительного - труба ведь с передовой! Гильзы тоже стали экспонатами выставки...

В ходе боев 1942 - 1943 годов все поселки торфопредприятия были уничтожены. После войны на синявинских болотах, вдоль и поперек перепаханных войной, жизнь практически не возродилась. До неузнаваемости за многие годы изменился ландшафт. Там, где были поля, выросли леса, но почва так и осталась низкой, болотистой. Пожалуй, единственное, что напоминает там о довоенном прошлом, - это поросшие мхом руины завода ВИМТа. Они кажутся странным миражом посреди леса, метрах в ста от дороги, ведущей от Мурманского шоссе на Синявинские высоты...

Нынешняя выставка - первая из масштабного проекта «Эпоха механизации торфа: Синявино», задуманного музеем-заповедником «Прорыв блокады Ленинграда» при поддержке архивного комитета города и архивного управления области. В перспективе - издание книги с архивными документами, посвященными истории торфоразработок. Есть также задумки создать музей под открытым небом, центром которого станут опаленные войной бывшие корпуса ВИМТа.

- Пока же нет такого музея, нужно сделать хотя бы парковку для автомашин и автобусов напротив заводских руин, - говорит Павел Апель. - И поставить броский указатель у дороги. Тот, что есть сейчас, с надписью «Рабочий поселок № 5. Место прорыва блокады Ленинграда», установлен поисковиками чуть поодаль, зимой его вообще почти не видно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook