Три Сереги. Имя судьбы

Сергий Радонежский, которому Россия в этом году поминала 700-летие со дня рождения, пожалуй, самый почитаемый в России святой. «Беспонтовый он, – сказал мне его современный тезка у иконы. –  И за горбушку в голодный год кельи сам братии рубил, и до Москвы к князю в поношенной одежонке через леса с посошком хаживал, и грешников не гнушался с любовию утешить, и за Русь душою стоял до смерти, без отчаяния». Учитель, строитель, спасатель, врач душ и телес... Потому и любит народ святого, называя русских мальчиков Сережами, желая именем определить их судьбы.

Три Сереги. Имя судьбы | ФОТО Sergei25/shutterstock.com

ФОТО Sergei25/shutterstock.com

Сережка, упрямый спасатель

Пятилетний Сережа спас от пожара две семьи. Не специально. Так вышло. Семья в три часа утра ехала на такси в аэропорт. Мама дремала. Папа тихо разговаривал с водителем. А Сережка, прижавшись лбом к стеклу, глядел на спящий летний город. И вдруг закричал: «Пожар! Пожар!».

Мама проснулась, папа встрепенулся, водитель притормозил. С балкона 8-го этажа девятиэтажки валил дым. Водитель, словно раздумывая, стал приостанавливаться: «Предупредить бы спящих...». Но родители спешили на самолет, и тут Сережка заревел так, что у всех мороз по коже...

Развернулись, мужчины побежали к дому, мальчишка за ними увязался. Поднялись, позвонили, оказалось, владельцы горящего балкона мирно спали. Разбудили и уехали, торопясь. Благодарные жильцы, хоть и испуганные, успели лишь номер телефона у папы попросить. Потом они очень благодарили Сережку. Даже игру подарили.


Сергей Александрович, нестрашный врач

На приеме он смотрит в глаза, а не в компьютер, называет пациента по имени-отчеству, выслушивает все жалобы, не скупится на утешения и простые «ненаучные» советы. Как будто он не по ту сторону стола, а рядом с тобой.

Сергей Александрович – 53-летний врач, простой участковый районной поликлиники. Вот уже тридцать лет. Начинал свою практику фельдшером в деревенской «амбулатории», продолжал в районном центре. Тотальную нехватку средств, лекарств и техники он компенсировал лишь добрым сердцем, душевной болью за пациента, старыми народными рецептами, которые работали не хуже новомодных лекарств, да собственной профессиональной дерзостью. Благо поле, лес да советы соседки-травницы были всегда под рукой.

«Врач, – говорит, – самая опасная работа. Для собственной души. Помните, как в Евангелии, «и сила Божия являлась в исцелении больных»? Бог, как главврач, на любого человека в белом халате смотрит непрестанно: чью силу он в своем деле являет...

Деньги, желание карьерного роста, чиновничьи уложения, определяющие наши медицинские стандарты и упраздняющие человечность, покушаются на силу Божию, что привела человека в профессию врача. И покушаются успешно... Судя по отношению современной медицины к страдающему человеку, для которого у нее есть не семь нянек, а семь начальников, стремящихся доминировать над немощью, иногда дурно пахнущей и безумной. Профессия врача перестает быть служением, а страдающий человек становится просто средством в карьерном росте. В этом и есть главная причина высокой смертности. Почему 20% пациентов занимаются самолечением? А потому что боятся обратиться к врачу».

Его путь в медицину начинался с внутреннего конфликта. В первый же свой визит в институтскую анатомичку юный студент увидел, как уборщица, зачищая пространство, резво покидала стулья на препарированные тела – чтоб не мешали. «Они же люди!» – сказал ей изумленный Сергей. И отложил учебу на три года. Пока душа не смирилась с такими вот неизбежными и для многих несущественными «деталями»...


Сергей Николаевич, старомодный патриот

Сергею Николаевичу – восемьдесят пять. Он из почти уже полностью ушедшего поколения стариков, не утративших способности чувствовать жизнь во всей ее драматической глубине. Не плененных мертвечиной гаджетов и нереальностью Сети.

«Попробуйте современному юноше объяснить, как любить Родину, если приходится лежать в траншее по уши в грязи, сутками стоять у станка или таскать по полю плуг до изнеможения. Его представления о патриотизме зачастую ограничиваются демонстрацией уважения к главе государства и участием в массовых театрализованных мероприятиях».

Я с ним соглашаюсь. То, что патриотизм – это в первую очередь дела на пользу и во славу своей страны, лучше всего знают старики, помнящие Великую Отечественную, послевоенную разруху и тяжелый ударный труд. Действительно ударный. И надежды, искренние и спасительные.

Наверное, поэтому редкий урок истории у Сергея Николаевича обходился без практики: то он юных лоботрясов в поросшие быльем окопы линии Маннергейма тащит, то в шлюпочный поход по ладожским шхерам, то по старым питерским дворам, пережившим блокаду, – узнай, кто ты на самом деле, без провайдеров и джипиэсов, без папиного авто и маминого крыла – для Родины, история которой переполнена страданиями, живущими вне виртуала. Коснуться «настоящности», жизни – и уходит пустота из глаз, и по-другому общается человек, по-другому начинает относиться к родителям и дедам.

Спрашиваю: «Получалось?». «Не всегда, конечно. Тут харизма нужна, вожаком надо стать, авторитетом у людей, чьи представления о нем зачастую расходятся с твоими собственными. Но «всякое лыко в строку». Дело преподавателя – дать не только на словах, но и на деле возможность почувствовать, сопереживать. С этого и начинается патриотизм».

Как человек верующий знакомство с классом он начинал с простой вещи – рассказывал ребятам, чем в истории России прославились святые, имена которых они носят. Сергий, Владимир, Александр, Ульяна, Ксения... Чтобы чувствовали личную связь.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5605) от 14.12.2015.


Комментарии