Три прокола – год ходи пешком

МВД России подготовило законопроект, предусматривающий лишение прав водителей, которые нарушили ПДД более трех раз за год. Свою точку зрения в ведомстве объясняют борьбой за безопасность на дорогах. Ведь, по статистике, в минувшем году 40% аварий произошли по вине водителей, неоднократно нарушивших ПДД в прошлом.

Три прокола – год ходи пешком | ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

Люди старшего поколения отлично помнят советскую систему штрафов: набрал за год три прокола в талоне – на год остался без прав. Причем проколы делали за любое нарушение ПДД. Система, кстати, реально повышала безопасность на дорогах. Получивший в талон две дырки вел себя за рулем тише воды, ниже травы. Потому что при наличии такой «черной метки» любой инспектор ГАИ относился к такому автомобилисту, как к матерому рецидивисту. И третью дыру мог пробить за сущую ерунду вроде неправильной парковки.

В 1990-х годах от проколов отказались и ввели систему баллов – в правах делались записи о сделанных нарушениях. Если водитель набирал 15 баллов, он лишался прав на год. В специальной инструкции у гаишников было прописано, за какое нарушение водителю положен один балл, а за какое сразу три.

Отменили эту систему в 1997 году. Причина – колоссальный всплеск взяточничества со стороны инспекторов ГИБДД и, как следствие, – огромное количество жалоб со стороны водителей.

Сегодня МВД вновь предлагает вернуть практику советских времен. За нарушения правил эксплуатации, использования и управления автомобилем ведомство предлагает «привлекать к ответственности физических лиц, привлеченных три и более трех раз за данного рода правонарушения, в виде лишения права управления транспортными средствами на один год или штрафа на лиц, не имеющих права управления транспортными средствами, в размере 10 тысяч рублей».

Например, трижды не пристегнулся ремнем безопасности или не надел шлем, если ехал на мотоцикле, – лишился прав. Трижды не уступил дорогу автобусу, который трогается от остановки, – лишился прав. Правда, все три раза автомобилиста должен поймать сотрудник ГИБДД. Нарушения, зафиксированные с помощью фото- и видеосъемки в автоматическом режиме, в счет не идут.

Разумеется, реакция на этот законопроект со стороны экспертного сообщества неоднозначна.

Балльная система необходима, уверен первый зампред думского Комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков. Но она должна учитывать не все нарушения подряд, а только самые серьезные.

«Мы явно двигаемся в сторону той или иной балльной системы. Но тогда честнее фиксировать нарушения в баллах. И по достижении определенного уровня применять к человеку санкции. А не просто подсчитывать, сколько раз он случайно перестроился не в том месте», – считает другой автоэксперт Антон Чуйкин. А юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов уверен, что подобные поправки устроят настоящее раздолье для коррупции.

В целом все специалисты согласны с тем, что повышать ответственность водителей необходимо. Но не такими методами.


КСТАТИ

Балльные системы оценки нарушений ПДД существуют во многих странах мира. Среди них – Великобритания, Германия, Италия, США, Франция, Испания и Израиль. Например, в Испании водитель со стажем более трех лет имеет на своем счету 12 баллов. У новичков баланс меньше – 8 баллов. За определенные виды нарушений ПДД у водителя снимают от 2 до 6 баллов. Если на счету ноль, прав лишают. Если права забрали впервые, через полгода проштрафившийся может пройти платные курсы переподготовки и заново сдать теоретический экзамен. Если права забрали во второй раз, ждать придется год.

После повторной сдачи экзаменов в первом и втором случаях водитель снова получает баланс 8 баллов, то есть своеобразное предупреждение о том, что водить машину надо внимательнее. Если в течение последующих двух лет он не потеряет ни одного балла, то его баланс возрастет до 12 баллов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5600) от 07.12.2015.


Комментарии