Трезубцы Северной Пальмиры

Мало найдется горожан, которые не знали бы, что в основе планировки исторического Петербурга лежат три улицы-луча: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект, расходящиеся от башни Адмиралтейства. Однако в нашем городе есть и другие «трезубцы», причем судьба «главного», в сердце Петербурга, была непростой. Трехлучевая планировка центра северной столицы зародилась еще при Петре I. Прототипом этого плана был, безусловно, Версаль.

Трезубцы Северной Пальмиры | Иллюстрация из книги В. Г. Лисовского «Иван Фомин и метаморфозы русской неоклассики». Проект «Нового Петербурга».

Иллюстрация из книги В. Г. Лисовского «Иван Фомин и метаморфозы русской неоклассики». Проект «Нового Петербурга».

За дело взялся лесоруб

Традиционно план связывают с именем Михаила Еропкина. Когда в июле 1737 года от сильного пожара практически целиком выгорела застройка Адмиралтейской части, под руководством известного военачальника и инженера Бурхарда Миниха была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении. Еропкин фактически был главным архитектором этой комиссии, и именно его усилиями (а также усилиями его помощников Михаила Земцова и Ивана Коробова) была зафиксирована планировка этой части города.

Стоя на одной из трех улиц «трезубца», мы видим в перспективе улицы силуэт башни Адмиралтейства, которая играет роль доминанты. Однако так было не всегда. Раньше перед зданием находился луг, но в 1872 году на его месте был разбит Александровский сад. Деревья к началу ХХ столетия разрослись, и их кроны перекрыли вид на Адмиралтейство.

Архитекторы осознавали эту проблему и в начале прошлого столетия стали предлагать способы ее решения. Наиболее удачной оказалась идея, выдвинутая одним из лидеров дореволюционной неоклассики архитектором Иваном Фоминым. В 1911 году он выступил в Обществе архитекторов с докладом «Об ознаменовании предстоящего столетнего юбилея со дня смерти А. Д. Захарова, строителя здания Адмиралтейства в Петербурге».

Фомин предложил «прорубить в Александровском саду от 3 до 5 просек, чтобы открыть фасад Адмиралтейства». Три просеки должны были стать продолжением улиц трезубца, а две другие – раскрыть вид на боковые центры фасада. В дальнейшем Фомин продолжал агитировать за этот вариант. На другом заседании общества он доказывал: «Строго говоря, следовало бы вырубить весь сад и заменить его партерным, но это жалко. Но прорубить просеки – это нужно сделать, чтобы открыть формы... чудного памятника зодчества». Настойчивость Фомина сыграла свою роль. В 1923 году просеки были прорублены, и горожане смогли вновь наслаждаться чудесным ансамблем, созданным гением Еропкина и Захарова.


Лучи Голодая

Если в XVIII столетии прием «трезубца» использовали в планировке окрестностей Петербурга – при создании Нижнего парка в Петергофе и парка «Сильвия» в Гатчине, то в XIX веке «трезубец» вернулся в город. Огюст Монферран, занимавшийся в конце 1820-х созданием первого общественного парка Петербурга в усадьбе Екатерингоф, применил трехлучевую планировку при разбивке восточной части парка.

Вполне возможно, что на эту идею Монферрана натолкнула его предшествующая работа над главным городским трезубцем. Ведь именно он завершил формирование Вознесенского проспекта, отрезав от Исаакиевской площади треугольный участок и возведя на нем дом князя Лобанова-Ростовского (ныне в этом здании расположен элитный отель).

Сразу несколькими попытками использования трехлучевой планировки ознаменовалась первая половина ХХ столетия. Самой известной из них стал «Новый Петербург» на острове Голодай, связанный с именем уже упомянутого Ивана Фомина. Голодай (ныне остров Декабристов) долгие годы использовался только в качестве пастбища для скота. Застройки на нем не было, поскольку остров лишь ненамного поднимался над уровнем моря и затапливался при наводнениях.

Однако расположение острова было достаточно удобным для застройки, поэтому в 1898 году общество «Новый Петербург» покупает его для жилищного строительства. На первом этапе было построено всего два дома, после чего деятельность общества сошла на нет. Но через 10 лет итальянский миллиардер и меценат Рикардо Гуалино вложил свои средства в «Новый Петербург» и привлек Ивана Фомина к разработке проекта застройки.

За короткое время Фомин разработал эскиз планировки территории. В ее основу архитектор положил радиально-кольцевую систему проездов. Роль центра нового района была отведена большой полукруглой площади (ныне площадь Балтийских юнг), от которой на запад отходили три радиальные магистрали. С востока к этой площади должна была примыкать меньшая по размерам прямоугольная площадь, игравшая в проекте роль рыночной.

По ее периметру предполагалось разместить торговые помещения, объединенные в традиционные для России низкие протяженные корпуса с галереями. По контуру западной стороны центральной площади должны были встать четыре жилых пятиэтажных дома, попарно соединенных колоннадами. В 1912 году началось строительство одного из этих домов (пер. Каховского, 2).

К сожалению, эффектный замысел Фомина остался в чертежах. Уже в 1912 году отказались от создания торговой площади. Вместо торговых рядов по проекту Федора Лидваля были построены два жилых дома с дешевыми квартирами. А вскоре началась Первая мировая война, за ней последовали революция и Гражданская война. Начатый по проекту Фомина дом достроили только в 1927 году в качестве школы. И все же схема планировки района в основном сохранилась, лишь построенный в 1960-е корпус ПО «Сигнал» перекрыл один из лучей.


Импозантность для ткачей

Следующая попытка использовать трехлучевую планировку относится уже к советской эпохе. В 1926 – 1929 годах по проекту архитекторов Давида Бурышкина и Льва Тверского был построен жилмассив на улице Ткачей. Хотя состоял он из небольших двух- и трехэтажных домов довольно скромного вида, архитекторы постарались добавить жилмассиву импозантности.

Для достижения этого эффекта дома соединили высокими арками, а для создания плана застройки использовали именно трехлучевую планировку: от полукруглой площади (сейчас она носит название площадь Культуры) по сторонам от центральной оси расходятся лучами еще два проезда. В отличие от проекта Фомина жилмассив был построен целиком, но в дальнейшем его планировочная идея так и не получила развития. Если средняя ось жилмассива – бывший Ольгин переулок – превратился в улицу Бабушкина, став одной из важных магистралей района, то боковые проезды ведут в никуда.

Последней по времени попыткой использовать трезубец стал Московский парк Победы. В планировке его регулярной части также есть трезубец из аллей. Центральная ось – это Аллея героев, пронизывающая с запада на восток весь парк. На ней установлены бюсты дважды Героев Советского Союза, а в центре должен был стоять памятник И. В. Сталину (в наше время на его месте поставили памятник Г. К. Жукову). Короткие боковые лучи играли вспомогательную роль: они вели к памятникам двум самым известным героям Великой Отечественной: Зое Космодемьянской и Александру Матросову.

Но нельзя исключать, что прямо сейчас кто-то из зодчих думает над использованием этого классического решения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (5616) от 29.12.2015.


Комментарии