Тревожная кнопка для школы
Нынешний учебный год начался с трагедии - в одной из подмосковных школ ученик напал на учительницу с топором, а потом устроил стрельбу в классе. Мальчик заключен под стражу, ему светит серьезная уголовная статья. Случай, конечно, вопиющий, но в числе прочих выводов он наводит на мысль о серьезных проблемах с правовой культурой в современной школе. Как сделать школу «территорией права»? Об этом обозреватель нашей газеты Михаил РУТМАН попросил рассказать директора лицея № 369 Красносельского района Константина ТХОСТОВА. Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», обладатель звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и множества других регалий, он знает тему, что называется, вдоль и поперек.
Из своего кабинета директор лицея может заглянуть практически в любой его уголок. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
- Разговор этот, Константин Эдуардович, увы, надо начать с трагедии - стрельбы в Ивантеевке...
- Случай ужасный, что говорить. Конечно, нельзя снять вину с педагогического коллектива школы. Недосмотрели, хотя, как выясняется, сигналов было достаточно. Так же как и в случае с другим московским «стрелком», который несколько лет назад убил своего учителя. Но для меня очевидна и вина родителей. Что делать оружию в квартире?! Даже если оно заперто на сто замков. Запретный плод сладок - любой замок ребенок сможет если не открыть, то сломать. При каждом удобном случае призываю современных пап, заводящих эти опасные «игрушки»: подумайте, что вы рискуете и жизнью окружающих, и, возможно, жизнью своего ребенка!
- А кто виноват, когда дети сбиваются в стаи, бьют толпой одного, а потом выкладывают это в Сеть?
- Агрессия не возникает на ровном месте. Ребенок транслирует те чувства и то отношение, которые получает из окружающей среды. Здесь аккумулируется все - конфликты со взрослыми, материальные проблемы, желание выделиться среди сверстников, стать «героем». А образцы этого «геройства», увы, дает пресса, постоянно смакуя сюжеты с детской жестокостью.
Нынешние дети сформированы информационным пространством. Они ежедневно поглощают гигабайты негативной информации. У них часто снижен порог чувствительности, у них другое отношение к жизни и смерти. Направить ствол на человека и нажать на курок для некоторых - все равно что щелкнуть «мышкой» в компьютерной игре. А если ему этот ствол «вложили в руку» безответственные взрослые, беда почти неизбежна.
- А что, разве у школы нет никаких возможностей, чтобы ее предотвратить?
- Могу сказать определенно: если школа формирует комфортную, понятную для ребенка и построенную на уважении к нему среду, то правонарушений в ней нет. Мы в своем коллективе такую атмосферу стараемся создавать. Для этого задействуем, например, локальную компьютерную сеть «мобильная школа». Она позволяет общаться в виртуальном пространстве детям, родителям и педагогам, не прибегая к помощи обычных социальных сетей. С ее помощью можно мгновенно, не выходя из кабинета, собрать «родительское собрание» или провести «классный час». С людьми информационного века мы общаемся на их уровне.
Наша школа не элитарная. Мы находимся в обычном «спальном» районе, и дети к нам приходят из самых разных семей. Но у нас ребенок попадает в абсолютно правильный, честный, основанный на законах доброты и порядочности мир. Причем «вертикаль права» выстраивается логично: от правил поведения в микроколлективе до законов всей страны.
- Насколько эффективна эта «прививка» правового мышления?
- Систему ценностей - и в этом я глубоко убежден - создает семья. Вот родители то и дело пишут нашим педагогам заявления: «Прошу отпустить моего десятилетнего ребенка одного домой». Напомню, что в Петербурге есть специальный закон, предписывающий ребенка до 12 лет передавать только из рук в руки. Мы воспитываем детей в духе законопослушания, а папа с мамой машут рукой: «Да плюньте вы на этот закон!». И ведь ребенок с такой моралью пойдет по жизни... Я пытаюсь это донести до родителей. И если нам удается договориться, то ребенок в будущем с большой степенью вероятности застрахован от беды.
Вопросы безопасности - я это вижу совершенно четко - наших детей реально беспокоят. К нам в школу часто приходят представители законодательной власти как федерального, так и регионального уровней. Дети с большим интересом их слушают, задают вполне взрослые вопросы, порой совершенно неожиданные.
- Могу предположить, что касаются они и широко обсуждаемой в последнее время темы обязательного тестирования школьников на наркотики. Как вы относитесь к этой идее?
- Абсолютно нормально отношусь. Мы проводим такие мероприятия регулярно, и ничего унизительного я здесь не вижу. Унизительно, когда это делается в форме облавы, когда в каждом ребенке видят потенциального преступника. Мы же ученикам объясняем, что это делается в интересах их собственной безопасности, что это закон, который должен исполняться неукоснительно. Если ты чист перед законом, чего тебе бояться?
- Сама по себе проблема наркотиков в школе актуальна для вас?
- Была актуальна 16 лет назад, когда я пришел сюда в качестве директора. Пришлось задействовать все ресурсы, в том числе и правоохранительной системы. В результате мы очистили от наркотиков не только школу, но и весь прилегающий район. Мало того - удалось отодвинуть на 300 метров от школы все точки, торгующие алкоголем и табаком.
- К сожалению, надо говорить и о многих других опасностях современного мира, угрожающих детям. 13 лет назад наше сознание буквально перевернула трагедия в Беслане. А наше государство сделало после случившегося какие-то выводы?
- Та трагедия, разумеется, коренным образом изменила наше отношение к теме безопасности детей в школе. До тех пор реальных масштабов возможного риска мы не осознавали. А оказалось, что беда может стоять у каждого порога.
Сегодня каждое учебное заведение имеет собственный паспорт безопасности, где прописаны все необходимые элементы: ограждение забором, точки доступа спасательных служб, пути эвакуации, наличие тревожных кнопок и прочее. Кнопки эти, кстати, расположены по нескольким контурам и замыкаются на единый мониторинговый центр. Время принятия решения после сигнала - три минуты.
- Ваша школа расположена в двух корпусах, в одном из которых затруднена мобильная связь...
- У нас отработана так называемая веерная система, благодаря которой меня ставят в известность в течение двух минут, даже если у меня выключен телефон.
Специальными инструкциями оговорены также действия всех сотрудников в случае чрезвычайных ситуаций. Все понимают, что счет тогда пойдет буквально на секунды и от слаженных действий будет зависеть количество спасенных жизней. Инструкции проработаны как на федеральном, так и на региональном уровне, с учетом специфики каждого населенного пункта. Люди проходят соответствующее обучение, сдают экзамены. Несколько раз в год у нас проводится учебная тревога: всех — а это более 900 учащихся в каждом нашем учебном здании - эвакуируют в течение четырех минут.
- Чрезвычайная ситуация - это ведь не только попытка захвата школы террористами, не так ли?
- Разумеется, в реальной жизни угроз гораздо больше. И с точки зрения вероятности террористы, как вы понимаете, далеко не на первом месте. Безопасность включает в себя нормальную работу всех систем жизнедеятельности. Например, помещения электрощитовых, которые в случае ЧС будут представлять реальную угрозу для жизни. Сегодня они все обновлены и приведены к единообразному состоянию.
Разработаны и финансируются государством специальные программы по пожарной безопасности - все образовательные учреждения обеспечены современными системами пожарной сигнализации, а в некоторых установлены системы автоматического пожаротушения. За этим следят очень строго, и ни одно учебное заведение не откроет свои двери, пока все это не будет проверено специалистами и оформлено соответствующими актами.
- Кстати, о дверях. На входе в ваш лицей - электронные замки, домофон. Так просто не зайдешь...
- А зачем вам сюда заходить так просто? Система контролируемого доступа - это необходимый элемент безопасности. И здесь целая отдельная философия! С одной стороны, работа учебного заведения должна быть прозрачной, его нельзя превращать в крепость, закрытую от мира. С другой стороны, здесь нужно сформировать зону комфорта, огражденную от случайных, потенциально опасных людей.
Степень же открытости для людей непосторонних - это предмет коллективного договора школы с родителями учеников. Мы вырабатываем общие правила, основанные на взаимном доверии. Да, бабушки-дедушки, родственники могут сюда прийти на праздники, коллективные мероприятия, но в строго определенное время.
- А как же тогда им забирать детей из школы?
- В здание входить не надо. В каждом классе есть видеодомофоны. Человек, пришедший за ребенком, заходит через ворота во двор по электронной карточке, звонит от дверей, и ребенок видит его на экране. Система продублирована и голосовым домофоном, выходящим на вахтера. Эти люди, представьте, знают в лицо всех родителей и бабушек-дедушек и могут сами позвонить в класс.
Конечно, если нужно решить какую-то срочную проблему, попасть в здание тоже можно, но предварительно согласовав цель визита и показав документы. А вообще - у меня, как и у всех наших сотрудников, есть электронная приемная, и родители на все вопросы могут получить ответы, не выходя из дома.
Территория безопасности располагается и за пределами охраняемого периметра школы. Это уже забота муниципальных властей. Посмотрите, сколько вокруг «лежачих полицейских»! Это профилактика ДТП с участием детей. Правда, к сожалению, данная мера помогает далеко не всегда. Но мы ведь воспитываем не только детей, но и взрослых...
Комментарии