Трехглавый двуглавый

Символа российской государственности не было здесь всего несколько месяцев, но бдительные горожане уже обеспокоились его исчезновением. Спешим успокоить: орел на месте. Просто ему потребовалась плановая реставрация.

Трехглавый двуглавый | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Орел был установлен в честь столетия музея, в ноябре 2004 года, и простоял двенадцать лет. Все это время его испытывала на прочность капризная питерская погода... А поскольку последние несколько лет идет серьезный ремонт здания музея, то дело дошло и до орла. И не зря: он действительно уже нуждался в реставрации.

Вообще державный орел появился на башне Суворовского музея еще в 1904 году. После революции его сняли, и понятно почему: в 1925 году в здании разместился аэромузей Осоавиахима и символ свергнутого «старого режима» воспринимался бы, мягко говоря, странно...

Когда здание музея, пострадавшее во время войны от взрыва бомбы, восстанавливали в начале 1950-х, на пустующий шпиль водрузили пятиконечную звезду. С годами она обветшала, да и времена наступали другие - в начале 1990-х годов ее убрали. Тогда и решили вернуться к оригиналу. Новый проект герба разрабатывали на основе исторических чертежей и фотографий. Кстати, орел - трехглавый, чтобы со всех сторон казался двуглавым.

Как пояснил Дмитрий Матюшкин, главный специалист по реставрации фирмы «Матис», на обследование, ремонт и реставрацию ушло три месяца. Сам орел, медный, выполненный в технике гальванопластики, остался прежним, но его заново позолотили. По словам специалистов, потребовалось 85 «книжек» сусального золота. Устранили также дефекты - трещины и коррозию. При правильной эксплуатации в следующий раз подобный ремонт потребуется орлу не ранее чем через двадцать пять лет.

- Его установка на башню - символический финал первого большого этапа реставрации здания музея, - говорит замдиректора Александр Лукирский. - Напомню, что сначала были отреставрированы мозаичные картины на фасадах, к началу этого года восстановили исторический облик кровли: железную крышу заменили на зеленую глазурованную черепицу. Теперь завершается реставрация фасадов.

На очереди - ремонт интерьеров и реэкспозиция. Нынешняя в том виде, как мы ее сейчас видим, открылась в 1998 году. Она носит мемориальный характер - в отличие от прежней, военно-исторической. В ходе реэкспозиции «мемориальность» музея еще больше усилится.

- К примеру, изменения, по всей видимости, коснутся зала, посвященного военному делу XVIII века. Мы хотим сделать упор на эволюции образа Суворова - со времен Российской империи до наших дней. Появятся новые экспонаты, музей станет более современным по своему содержанию, - объясняет Лукирский.

Акцент будет сделан, в частности, на подлинном облике Суворова, который удалось восстановить специалистам Института этнологии и антропологии РАН. Уникальность в том, что проведенная ими реконструкция была выполнена не по костям черепа, как обычно, а по посмертной маске. Хранится она в самом Музее Суворова. Результат эксперимента оказался поразительным: он разрушил привычный стереотип в изображении генералиссимуса - заостренный нос, узкий подбородок. Оказалось, что его лицо гораздо более мужественное: крупные черты, округлый овал лица. Новый портрет генералиссимуса с учетом замечаний антропологов создал молодой художник Алекс Долль, автор картин, запечатлевших места суворовского перехода через Альпы. Портрет он подарил петербургскому Суворовскому музею...

Прежде чем его закроют на реэкспозицию, распахнет свои двери музей солдатиков - он разместится в одноэтажном здании, стоящем рядом на закрытой огороженной территории. Внешне и внутри дом практически готов, дело только за музейным оборудованием.

- В коллекции - около 60 тысяч оловянных солдатиков разных армий, начиная с античности и заканчивая современностью, - рассказал Лукирский. - Это крупнейшее в России подобное собрание. Конечно, одновременно все выставить невозможно. Думаю, что мы будем менять наполнение витрин раз в год.

Кстати, территорию сквера у музея закрыли на замок не так давно - в прошлом году. По словам Лукирского, это вопрос безопасности и достойного облика. В сквере ведь и собак выгуливали, и распивали разные напитки, и даже, простите за моветон, справляли нужду...

На огороженной территории в прошлом году установили памятник Суворову. Его автор - скульптор Александр Таратынов, известный, например, композицией «Зодчие» в Александровском парке возле станции метро «Горьковская». У памятника нет постамента - он задуман как парковая скульптура. Это первый и единственный конный памятник Суворову в нашем городе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (5806) от 11.10.2016.


Комментарии