Главная городская газета

Трампарк не дорос до дворца

  • 15.12.2016
  • Андрей Твердохлебов
  • Рубрика Общество
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Трампарк не дорос до дворца | Дворец искусств так и не украсил северо-западную часть Васильевского острова. Проект предоставлен Архитектурной мастерской Мамошина

Дворец искусств так и не украсил северо-западную часть Васильевского острова. Проект предоставлен Архитектурной мастерской Мамошина

Проект преобразования трамвайного парка на Васильевском острове (быв. № 2 им. Леонова) в деловое и культурное пространство был в прошлом десятилетии одним из самых амбициозных и необычных в Петербурге. По масштабам инвестиций он претендовал на роль стратегического, но по направлению (не в сулящие понятную отдачу жилье, офисы, склады или платную дорогу) должен был стать чем-то новым.

В декабре 2007 года (еще до начала масштабного экономического кризиса) Петербург и структура холдинга «ТриГранит» (Венгрия) подписали соглашение о сотрудничестве. Мадьяр в северной столице интересовали тогда две точки - кроме трампарка еще и бывшие Бадаевские склады (с ними потом тоже не выгорит).

Основные работы по проектированию выполнило петербургское ООО «Архитектурная мастерская Мамошина» в партнерстве с Zoboki-Demeter&Associates Architects (Венгрия). Кстати, в том году исполнилось ровно сто лет, как из трампарка на острове в рейс ушли первые вагоны, действовал он и в блокаду. И в том же году парк перестал обслуживать регулярные рейсы, но сохранился для оборота подвижного состава и хранения уникальных экземпляров старого электротранспорта. Коллекцию собирают здесь с 1960-х, это первое собрание артефактов горэлектротранспорта в нашей стране.

У пересечения Среднего пр. и 24-й линии В. О. предполагалось создание базовых объектов: дворца искусств на 1750 мест, конгрессного и торгово-развлекательного центра. Плюс - подземная парковка на 250 машино-мест. Очень важным элементом могло бы стать использование старых ангаров в качестве доступного для всех музея городского транспорта. Еще одним знаковым сооружением должна была стать «телефабрика» (пространство для съемок кино- и телефильмов). Также на 7,9 га должны были появиться бизнес-центры, гостиницы, апарт-отели.

Фирмой «АРС» была выполнена историко-культурная экспертиза по сохранению трех полусараев трамвайного депо со стороны 18-й и 19-й линий В. О. с включением их в памятники регионального значения. Также КГИОП настаивал на сохранении здания общежития (архитектор Ламагин А. А. 1913 - 1915 гг.) на Среднем, 79А.

«Основной идеей комплекса являлось возрождение принципов планировки Васильевского острова - соединение линиями набережной Лейтенанта Шмидта, Большого, Среднего и Малого проспектов. Когда-то бурное развитие промышленности в западной части острова и появление трамвайного депо заморозило эту идею, идущую еще с петровских времен. В перспективе появилась бы возможность пробивки пространственных коридоров 20-й, 21-й и 22-й, 23-й линий через территорию бывшего завода им. Козицкого до Малого проспекта», - объясняет руководитель архбюро Михаил Мамошин.

Это был бы первый в Петербурге пример сохранения и приспособления исторического трамвайного депо (к сожалению, Рождественский и Петроградский трамвайные парки были варварски уничтожены). В трампарке им. Леонова планировалось пожертвовать только одним общежитием и второй очередью трамвайного депо. Впрочем, градозащитная общественность все равно не приняла эту идею.

В проекты на Васильевском острове венгры собирались вложить до 700 млн долларов, а в Бадаевские склады - до 2 млрд долларов. За дело бралась фирма TriGranit Development Corporation - крупнейший девелопер у себя на родине. Однако в 2012 году было объявлено, что девелопер сворачивает проекты в России (были проданы активы в Москве). В том же году правительство Петербурга вышло из соглашения о государственно-частном партнерстве по преобразованию территории и строительству дворца искусств.

В 2013 году ЗАО «Телеград» (российское юрлицо венгерского холдинга) было признано банкротом. Тогда же в городе вновь заговорили о реанимации первоначальной функции трампарка Леонова. Но с тех пор об идее ничего не слышно, так что будущее этих мест туманно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook