Тихоходный тральщик принимает бой

Для любого фронтовика первый бой - самый памятный: что бы потом с ним ни происходило, в какие бы переделки ни случалось попадать.

Тихоходный тральщик принимает бой | Иллюстрация MiloVadk/shutterstock.com

Иллюстрация MiloVadk/shutterstock.com

Довелось мне во время войны защищать остров Эзель, прорываться из блокированного Таллина, участвовать в эвакуации Красного Гангута (Ханко), неоднократно ходить в тыл противника, на нашу передовую военно-морскую базу в Финском заливе - Лавенсари, бить немцев под Ленинградом, но первую схватку с фашистами в июле 1941-го мне не забыть никогда.

Служил я тогда электриком на тихоходном минном тральщике «Фурманов» дважды Краснознаменного Балтийского флота. Но по боевому расписанию был в орудийном расчете установщиком прицела и целика. Наш корабль в составе дивизиона однотипных тральщиков занимался боевым тралением западной части южного фарватера Таллин - Кронштадт.

Июль 1941-го стоял теплым, море было спокойным, а небо голубым. На кораблях шла обычная флотская жизнь, которая нарушалась, когда в трале у какого-нибудь судна всплывала подрезанная мина. Подрезавший ее оповещал об этом гудками весь дивизион, и ближайший к мине тральщик по приказу командира дивизиона мину расстреливал, поднимая к небу водяной смерч.

Наша относительно спокойная жизнь длилась дней пять. Но однажды над кораблями дивизиона внезапно появились три немецких самолета - «Мессершмидт» и два торпедоносца. Солнце клонилось к западу, и они вынырнули прямо из его огненного диска, потому и заметили мы их, когда они были над тральщиками, с ходу начав обстреливать нас из пулеметов. Проще говоря, подлет их мы прозевали.

Ближайшим к «Мессершмидту» оказался наш «Фурманов», и на нем, первом в дивизионе, сыграли боевую тревогу. Орудийный расчет сразу же открыл по самолету огонь. Так как немцы шли на бреющем, больших изменений в установке прицела и целика на нашем орудии производить не было необходимости и огонь мы вели по ориентации наводчика. Пытаясь уцелеть, самолеты противника начали маневрировать, не прекращая обстрел тральщиков из пулеметов.

Впервые за время войны пули зазвенели по металлической палубе нашего тральщика и вокруг нас. Но это не испугало, и мы продолжали бой, все увеличивая скорострельность. В то же время остальные члены экипажа занимали свои места по боевой тревоге.

Словом, экипаж ТШ «Фурманов» встретил первый свой бой мужественно и организованно и вел его с такими упорством и энергией, что современным по тем временам фашистским самолетам пришлось сперва отвернуть, а потом быстро удалиться. Не менее организованно вели бой и остальные тральщики дивизиона с двумя торпедоносцами и также заставили их последовать за ведущим самолетом в сторону северного берега Финского залива.

Не обошелся наш первый бой и без небольших курьезов. Когда пули зазвенели по верхней палубе, кое у кого из матросов не выдержали нервы и они попытались спрятаться в машинно-котельном отделении. Но были оттуда выдворены командиром отделения котельных машинистов, который во время боя обеспечивал форсированный ход кораблю.

А комендоры и пулеметчики продолжали тем временем обстреливать быстро удирающие самолеты противника. Так закончился наш первый бой - экипажа тихоходного тральщика «Фурманов», бывшего еще три недели назад гражданским буксиром. Мы не сбили самолеты противника, но и не дали им возможности сорвать нам траление нужного флоту фарватера Таллин - Кронштадт и поставить на нем новые мины.

Этот бой укрепил наш боевой дух, показал, что и на наших маленьких неповоротливых тихоходных кораблях мы можем успешно драться с фашистами. Мы уверовали в свою силу, в свою победу!

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии