Городец – «деревянная столица» России
Наш круизный теплоход мягко подходит к пристани, причаливает к бетонному молу. Маленький мостик на берег, за ним - желто-белое, классического стиля, зданьице речного вокзала. Рядом - старомодная, а-ля пятидесятые, плавучая гостиница, а на заднем плане, на высоком зеленом берегу - унылая пятиэтажка. Еще один волжский городок, казалось бы, не особенно отличающийся от многих уже увиденных. Тихая неспешная жизнь под плеск волн великой реки и гудки теплоходов. Одна-две без особых изысков церкви, стайка деревянных купеческих домов... Но тихий город Городец оказался не совсем обычным.
Покой старинных улиц иногда нарушают праздничные шествия. ФОТО АВТОРА
Возвращение князя
Для туристов это чаще всего лишь «довесок» к Нижнему Новгороду, расположенному отсюда всего в 53 километрах. Однако в XIII веке здесь была столица Городецкого княжества, в которое нынешний «старший брат» входил в числе прочих мелких и крупных населенных пунктов. Городец, один из древнейших русских городов на Средней Волге, почти ровесник Москвы - впервые он упоминается в летописях в 1172 году.
В 1238-м его сожгли войска хана Батыя. Судьба Руси висела на волоске, но в дело вмешался молодой князь Александр Невский, вступивший с татарами в сложные дипломатические игры. Волею судьбы Александр Ярославич после очередной поездки в Орду скончается именно здесь, в Городце, в келье Феодоровского монастыря, предварительно приняв монашеский постриг под именем схимонаха Алексия. А сын его Андрей уже и сделает город столицей.
Потом Городец снова дотла сожгут татары, и возродится он лишь в начале XVII века как ремесленное село, впоследствии ставшее богатым купеческим городом. Здесь строили корабли, пекли знаменитые пряники (более 30 сортов, некоторые достигали веса полутора пудов!), делали деревянную посуду. Гудели многолюдные ярмарки, шла активная торговля хлебом...
Советская власть всю эту красивую жизнь притормозила. Железной дороги до Нижнего (потом ставшего Горьким) не было - и близкая глубинка в планы индустриализации не вписалась. Не сберегли здесь и память о причисленном к лику святых князе Александре Невском. Монастырь, где он почил в бозе, почти полностью разрушили, и до конца 1980-х о светлейшем князе в Городце ничего не напоминало.
Ныне же бронзовый памятник ему (отлитый, кстати, на берегах Невы) стоит на высоком гранитном постаменте в самом центре города. В руке - княжеский штандарт, на голове - шлем, грозный взгляд устремлен на запад - дескать, держитесь, вороги...
Сверкает золотыми главами восставший из пепла Феодоровский монастырь. Самая большая гордость его - список чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Подлинник ее, написанный, по преданию, евангелистом Лукой, после вторжения Батыя из Городца исчез, потом был чудом обретен, перевезен в Кострому и стал патрональной святыней царствующего дома Романовых. Этой иконой в 1613 году великая инокиня Мария благословила на царство своего сына Михаила...
На монастырской звоннице гудят новенькие, сделанные уральскими мастерами, колокола. В алтаре сверкает роскошный, расписанный мастерицами Тихвинского монастыря Екатеринбурга, четырехъярусный фаянсовый иконостас. Радуйся, князь!
Сказочный остров
«Леса заволжанина кормят... все, что из лесу можно добыть, рук его не минует», - пишет Андрей Мельников-Печерский в своем знаменитом романе «В лесах». В Городце это чувствуется особенно. С деревом связаны все его знаменитые художественные промыслы - корабельная и домовая резьба, изготовление инкрустированных или расписных прядильных донец, резных пряничных досок, плотницкой деревянной игрушки.
Оказавшись в сказочно-лубочном мире купеческих, мещанских или крестьянских деревянных «дворцов», будто откатываешься на полтора века назад. Каждый дом (есть, конечно, побогаче, а есть и победнее) - наособицу, со своей изюминкой. Легкие, будто воздушные фронтоны и мезонины, чугунные кованые крылечки, фантасмагория резных кружев - русалки, птицы, цветы, какие-то невероятные узоры.
Уже вернувшись домой, заглянул в справочную литературу. Оказалось, что Городец - вторая «деревянная столица» России после Томска. Но в Томске, слава богу, за полмиллиона жителей, а в Городце - всего 30 тысяч. Тем не менее серьезные ученые скрупулезно изучают его архитектуру - подобно гурманам, смакующим редкостное блюдо, разбирают по деталям каждый элемент конструкции, каждый выверт искусного декора. И приходят к неожиданному выводу: тамошние мастера в подавляющем большинстве исповедовали принципы классицизма, адаптированные к местным строительным и художественным традициям. Захлестнувшие Россию в конце XIX - начале ХХ века псевдорусский стиль, модерн и эклектика Городца почти не коснулись. Тогда как соседние города выглядят вполне «современно», подражая Нижнему Новгороду.
Одно из объяснений - преобладающая здесь старообрядческая среда. А ее представители, как известно, люди твердые духом, не склонные к нововведениям. И главное - крепко хранящие свои традиции. Их передают они из поколения в поколение, завещая своим детям, в том числе уже ни в каких богов не верящим. Может, потому, несмотря на все пронесшиеся над страной катаклизмы, и уцелел Городец - сказочный деревянный остров в мире холодного стекла и металла?
Учитесь делать пряники
Вблизи бронзового князя располагается уникальное, в Нижегородской области (а может, и во всей России) аналогов не имеющее культурное пространство - Музейный квартал. Возник он в 2005 году в том самом кружевном деревянном раю.
В бывших купеческих домах - целая россыпь музеев. Самый значительный - краеведческий. Единственный из всех созданный еще в советское время - в 1918 году. В его коллекции — свыше 15 тысяч экспонатов: пряничные доски, образцы «глухой» (плоской, вровень с доской) домовой резьбы, росписей на донцах прялок, золотного шитья. Здесь же и работы современного декоративно-прикладного искусства: городецкая роспись, резьба по дереву, вышивка, жбанниковская глиняная свистулька (таковые делали в одной из окрестных деревень под названием Жбанниково).
Самый «вкусный» музей - «Городецкий пряник», рассказывающий о пряничном промысле Городца в XIX веке, истории местной артели «Красный пряничник» и горпищекомбината.
В Доме графини Паниной - экспозиция золотного шитья и старинных женских головных уборов. В музыкальной гостиной звучат старинные вальсы, фокстроты, танго, классическая музыка, романсы, народные песни. Здесь же - выставки «Возрожденные шедевры», «Рукописные и старинные книги», «Секреты старинного утюга», «Блеск посуды медной», а также коллекция весов и безменов.
В доме купца Гришаева - Музей самоваров, один из самых крупных в России. В его основе - частная коллекция почетного гражданина города Николая Полякова, бывшего главы управления Федеральной налоговой службы области. В экспозиции - свыше 500 экспонатов: самовары трактирные, гостиничные, дорожные, самовары-кофейники, «тет-а-тет», самовары-«эгоисты» и многие другие.
Другую свою коллекцию - многочисленные предметы старинного быта - Поляков превратил в Музей добра. В бывшем доме купца Плеханова, где развернута экспозиция, демонстрируется и часть клада, найденного в 2010 году в этих стенах.
В Детском музее - разнообразные игрушки прошлого столетия, собранные со всех уголков России. Тряпичные, глиняные, деревянные, соломенные. Здесь же - старый школьный класс, где выставлены традиционные парты с откидными крышками, чернильницы, школьные портфели.
Ну и, конечно, апофеоз всего - музейно-туристический комплекс «Город мастеров». Здесь все те же многочисленные промыслы, но... с возможностью поучиться этим ремеслам самому. От такого предложения грех отказаться. Жаль только, что мало кто из туристов задерживается в Городце больше чем на один день.
Материал был опубликован в газете под № 112 (6221) от 26.06.2018 под заголовком «Тихий город Городец».
Комментарии