Тайны моря после рока

На острове Котлин начались работы по созданию уникального центра подводной археологии «Петровский док», сочетающего музей, детский образовательный комплекс и базу для подготовки археологов-подводников.

Тайны моря после рока | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сергей Фокин, директор Центра подводных исследований Русского географического общества, и Евгений Гришко, директор Музея истории Кронштадта, провели для журналистов экскурсию по местам, где расположится центр и связанные с ним объекты.

Мы вышли из автобуса на Якорной площади, рядом с ней прячется глубокий овраг. Он сильно зарос, но правильная форма откосов выдает искусственное сооружение. Это канал, по которому из Петровского дока уходила вода. «Потребуется укрепление берегов, но никаких гранитных набережных мы делать не будем. Функция канала должна сохраниться», – поясняет Фокин.

Рядом находится бассейн, куда собиралась вода, стекавшая из дока за 24 часа. Для середины XVIII века, не знавшего пара и электричества, – рекордное время. Позже они появились: паровая машина по откачке воды из бассейна была первой в России. Сейчас электрическая насосная станция бездействует, подводная археология может вернуть ее к жизни. Стенки бассейна отделаны большими булыжниками, часть осыпалась, здесь потребуются более серьезные восстановительные работы.

Перемещаемся в здание памятника архитектуры – Водонапорной башни, где сейчас расположен Музей истории Кронштадта, точнее, его экспозиции, посвященные находкам на дне Балтийского моря. Здесь можно увидеть части линейного корабля «Портсмут», поднятого в 2010 – 2015 годах. Спущенный на воду в 1714 году, корабль стал участником первого морского боя в истории русского флота. Он затонул осенью 1719 года недалеко от острова Котлин.

В комплекс входит небольшой крытый бассейн, который сейчас используется как выставочный зал. Музей и центр подводной археологии решили вернуть бассейну исторический облик, наполнить его водой и создать там лабораторию по сохранению найденных под водой артефактов. Ее задача – отработать технологии реставрации, состав воды, в которой будут показываться найденные объекты, и все это продемонстрировать посетителям музея. Идею поддержал КГИОП: в будущем году на создание проекта приспособления (с воссозданием деревянного купола) выделено 5 млн рублей. Проект будет готовить институт «Ленпроектреставрация».

Как пояснил Сергей Фокин, когда заработает сам центр «Петровский док», ошибки при реставрации и консервации объектов должны быть исключены. Небольшие предметы, предварительно законсервировав, можно показывать на воздухе. Сложные, созданные из разных материалов, которые предполагается экспонировать в Петровском доке, лучше не вынимать из воды, и тем более не разбирать. При сборке-разборке и попытке законсервировать они с большой долей вероятности погибнут. Для этого в бассейне будут проводиться опыты с изделиями из дерева, металла, керамики, кожи и других материалов. Гранитные блоки, из которых сложены стенки бассейна, аналогичны доковским.

Главная точка нашего маршрута – Петровский док, построенный по замыслу Петра I в 1752 году. Крестообразный по форме, он состоит из восьми шлюзовых камер, разделенных воротами. В советские времена для ремонта судов использовалось только три камеры в главной, южной, части дока. В середине 1990-х была предпринята попытка реставрации, от нее осталась нумерация на гранитных блоках центральной камеры. Но экономика «не проходила», и в 2006 году Петровский док прекратил работу. В 2015-м Министерство обороны передало док Петербургу, он стал частью Музея истории Кронштадта.

Первое, что бросается в глаза, – огромное количество самосева. Это не мелкая растительность, а крепкие деревья, намертво вросшие в гранит, – они серьезно угрожают Петровскому доку.

Существуют способы изведения древесины химикатами без повреждения гранита. Но здесь обойдется без химии: гранитные блоки надо демонтировать, чтобы отремонтировать гидроизоляцию сооружения.

В этом сезоне должны быть проведены первоочередные работы по обследованию технического состояния дока, покос и выкорчевка. Работы выставлены на тендер, на которые городской бюджет выделил 9 млн рублей. Желающих оказалось немного: требуется лицензия КГИОП для работы на памятнике. Но это и хорошо, полагает Евгений Гришко. Не будь требования лицензии, мигом набежали бы «специалисты», готовые сделать все дешево и сердито.

Спускаемся по гранитным ступеням, напоминающим петербургские набережные, на глубину 8 метров. Ворота давно закрытого шлюза расписаны разновременными граффити (на снимке). Фокин поясняет, что в девяностые здесь проходили полулегальные рок-концерты. Потом была идея создать в доке филиал Центрального музея ВМФ, потом – что-то подобное культурному пространству в Новой Голландии. Но в итоге всех убедила идея центра подводной археологии, придуманная Русским географическим обществом.

Организация, созданная 170 лет назад, будет флагом проекта, а средства на его реализацию Фокин рассчитывает получить от крупного частного бизнеса, заинтересованного в поддержке серьезных культурных и научных инициатив. Конечно, это не бизнес-проект в привычном понимании. Но «Петровский док» способен стать локомотивом превращения Кронштадта в уникальное место, которое многим интересно.

Говоря о концепции музейной части центра, Сергей Фокин сообщил, что его мечта – показать несколько больших объектов, но обязательно из разных эпох – допетровской, петровской, середины XIX века, времен Первой и Второй мировых войн. Существенное ограничение – они не должны быть выше 7 метров. Например, не помещается в док паровой фрегат «Олег», найденный у острова Гогланд. Его высота от киля до настройки – 12 метров. Не будут в центре показывать археологические памятники, найденные на Ладоге, для них надо использовать только пресную воду.

Объекты для показа будут отбираться по ходу морских археологических работ. «Прямо сейчас идут погружения, археологи из нашего центра работают на найденном в прошлом сезоне затонувшем корабле. Предположительно, это петровский линейный корабль «Лондон» – сообщил Фокин. – Мы находим 5 – 6 крупных объектов каждый сезон, всего известно о 200 судах, затонувших на Балтике. Возможно, море хранит тайну тысячи кораблей.

...Последний объект нашей экскурсии однопролетный разводной мост Петровского дока, известный своими клепаными конструкциями. В 2017 году начнется его реставрация.

На вопрос о сроках открытия центра подводной археологии Сергей Фокин отвечает, что в идеале, если все срастется, это произойдет в 2022 году.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5740) от 11.07.2016.


Комментарии