Танцевальная «фуражка»

В 2006 – 2010 годах много шума наделал проект дворца танцевального спорта в Выборгском районе. Подобное учреждение нельзя причислить к объектам первоочередной важности для жителей мегаполиса, однако второй столице государства подобные фишки не помешали бы. Храм Терпсихоры, музы танцев, наметили разместить в сквере между проспектом Просвещения и улицей Ивана Фомина. Это была зона зеленых насаждений общего пользования, где градостроительной документацией разрешалось строительство подобных некоммерческих зданий.

Танцевальная «фуражка» | Градозащитники не взяли под козырек авторитетным зодчим. ФОТО предоставлено бюро «Архитектурный альянс»

Градозащитники не взяли под козырек авторитетным зодчим. ФОТО предоставлено бюро «Архитектурный альянс»

Инициатором проекта выступил некий Союз танцевального спорта (в СМИ эту общественную организацию связывали с одним из тогдашних депутатов Законодательного собрания). В шестиэтажном здании планировалось разместить танцевальный зал с трибунами на 5,2 тыс. зрителей, тренировочный корпус, большой и малый бассейны, фитнес-центр, полуподземную парковку. Предпроект разработало петербургское бюро «Архитектурный альянс». Судя по эскизам, дворец виделся зодчим в современном стиле.

«Мы сделали не просто концепцию, – вспоминает участник рабочей группы Юрий Кашуба. – Помимо архитектурной части были тщательно проработаны планировочные решения и функционал помещений. Я даже больше скажу, в ходе проектирования интерьеры сильно влияли на саму архитектуру, хотя обычно бывает как раз наоборот».

Облик здания, каким его увидели на эскизах, напомнил офицерскую фуражку, только из стекла и бетона, увеличенную и лежавшую козырьком кверху. Тем не менее архитекторы доказали, что в их концепцию были заложены инновационные по тем временам решения, в том числе экодизайн. Всерьез рассматривалась возможность озеленения кровли корпусов, которые выходили на сквер, чтобы нивелировать границу между живой природой и постройками.

Сторона, обращенная к городу, наоборот, являлась бы образцом ритмичного современного дизайна с вентилируемыми фасадами и интересной формой окон. Главный фасад, выполненный в стиле «двойного остекления», должен был украсить гигантский светодиодный экран, предназначенный для трансляции танцевальных шоу.

Что же помешало реализовать проект? Не исключено, что наложился кризис, ведь окупаемость объекта изначально была сомнительна. Официальная версия такова: осенью 2009 года местные жители увидели в танцевальной новостройке опасность для сквера и подняли волну возмущения.

Градозащитникам в «спальном» районе ловить было нечего, так что лозунг протестующих был «Сохраним зеленую зону». Весной следующего года началось пикетирование строительного забора. Отметим, что попытки застроить сквер Ивана Фомина были и раньше, так что местное общественное движение прекрасно организовано. Осенью 2010 года проект «танц-фуражки» был окончательно похоронен, а разрешение на строительство отозвано. С тех пор о Союзе танцевального спорта больше ничего не слышно.

Руководитель рабочей группы проекта дворца архитектор Илья Куренной считает ситуацию нормальной. «Архитектурная концепция для того и создается, чтобы пройти все круги предварительных согласований, а девелопер и инвесторы получили полную картину происходящего. Чтобы все заинтересованные стороны договорились на «берегу», прежде чем перейти на более дорогостоящую стадию проектирования. Хотя в данном случае довольно большая часть проектных работ уже содержалась в концепции, так как объект показался нам интересным и мы бросили на него наши лучшие кадры. И пусть проект пока остается только на бумаге, наша команда получила бесценный опыт и неизмеримое удовольствие от работы с этим заказчиком», – резюмировал зодчий.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (5691) от 27.04.2016.


Комментарии