Так волонтер или промоутер?

Вроде совсем недавно своим спичем призывала я не подкармливать теневой бизнес попрошайничества. И благотворить правильно, передавая свои средства не тем, кто ходит по вагонам метро с лозунгом «поможите!», а общественным организациям и фондам, чья деятельность реальна и прозрачна.

Так волонтер или промоутер? | Иллюстрация Brian A.Jackson/shutterstock.com

Иллюстрация Brian A.Jackson/shutterstock.com

Как буквально на следующий день увидела в метро молодых людей в желтых жилетах (с указанием названия некоего фонда), бодро собирающих средства с граждан в весьма правильно выглядящую прозрачную коробку. Оторопела от этого зрелища до такой степени, что даже сфотографировать эти желтые жилетки не успела. Ребятки прошли, пассажиры покидали свои монетки-купюры в ящик, а осадочек остался...

На первый взгляд, выглядело все солидно. И форма есть, и на ней даже какие-то циферки написаны из серии «номер государственной регистрации», и никаких «поможите». Цивилизация... Вот только представить себе, что подобным образом собирает средства уважаемая организация или фонд, мое сознание отказывалось.

Поиск в Интернете и несколько звонков ситуацию прояснили. Оказывается, в городе (и не только в нашем) вовсю процветает мошеннический бизнес на благотворительности. То в центре города некие граждане прямо на улице собирают средства на благо хорошо известного и достойного фонда, который об этом сборе и представления не имеет. То в метро или рядом видишь те же «желтые жилетки» с названием общественной организации, которая при поиске в Интернете обнаруживается как существующая, вот только в далеком Челябинске или Екатеринбурге... А по разным сайтам гуляют вакансии «волонтер-промоутер», впечатляющие помимо названия еще и зарплатой – 45 тысяч рублей (хотя это еще не предел, в Москве подобные вакансии и вовсе от 60 тысяч). При этом ни возраст, ни образование, ни опыт работы значения не имеют.

Подобные «оклады», во-первых, навевают на размышления о том, какие же суммы ежедневно собирают «желтые жилетки» с добросердечных граждан. Во-вторых, пахнут вовсе не «волонтерством» и «благотворительностью».

Набрав номер, указанный в одном из объявлений, выяснила следующее. Работа: «встаем на площади или парке аттракционов, с руководителем, у каждого волонтера униформа и контейнер для сбора средств. Туда идущие люди бросают 50 – 100 рублей. Тем, кто с детишками, – шарик в подарок. Рабочий день с 9.30 до 18.30, с перерывом на обед». Изумление впечатляющим размером оклада мой собеседник снял пояснением: «У нас оплата ежедневная, от 1300 рублей. 45 тысяч написано для рекламы, но если каждый день работать, то можно и заработать».

Любопытно, что в объявлении отсутствовало название фонда-«выгодоприобретателя». Но при вопросе мой потенциальный работодатель назвал его быстро и уверенно, охарактеризовав как «фонд поддержки больных детей».

– Каких больных детей?

– Ну детей... от 9 до 18 лет...

– Нет, я имею в виду чем больных?

– Помогаем деткам, тяжело больным, – затараторил собеседник. – Детские дома, школы-интернаты, ну вы знаете... А на что собираем, зависит от программы в фонде. Директор отдает распоряжение, на какую надо собирать.

– Фонд наш, питерский? Или общероссийский?

– Российский, российский...

Не указываю я название того фонда, который озвучил мне молодой человек по телефону, по двум причинам. Во-первых, название не особо важно. По крайней мере по другому номеру из схожей вакансии, опубликованной на другом сайте, другой бодрый голос озвучил те же условия работы и иное название фонда. Во-вторых, не хочется пачкать хорошее имя, которое могут иметь настоящие фонды и общественные организации, реально помогающие людям в разных городах нашей большой родины и не имеющие никакого отношения к такому «волонтерству».

Вывод из этой истории прост. И повторяет ранее написанное о попрошайничестве. Пожалуйста, решив сделать доброе дело, потратьте не только деньги, но и капельку своего времени. Не кладите их в метро или на улице в протянутую руку или даже в цивильно выглядящий ящик лжеволонтеров. У нас так много тех, кто нуждается в помощи, и куда меньше – готовых ее оказывать. Будьте бдительны, творите благо с умом.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (5741) от 12.07.2016.


Комментарии