Так точно, ГЛОНАСС

С телескопами, как с президентами: у них тоже есть инаугурация. Так и говорят: «инаугурация телескопа». Церемонию вступления в должность «пережил» 13-метровый телескоп в Карачаево-Черкесии в обсерватории «Зеленчукская» – это подразделение Института прикладной астрономии РАН (Санкт-Петербург). В ТАСС устроили сеанс связи с новичком. Событие знаковое: астрономических проектов на счету у постсоветской России – по пальцам одной руки перечесть.

Так точно, ГЛОНАСС | ФОТО Натальи МИХАЛЬЧЕНКО

ФОТО Натальи МИХАЛЬЧЕНКО

Заказчик – Росстандарт. Новый радиотелескоп РТ-13 вместе с принятым в конце 2014 года радиотелескопом в урочище Бадары (Бурятия), тоже 13-метровым, стоит миллиард рублей. Очевидно, государству они нужны позарез. Помимо фундаментальных задач у этих инструментов есть и буквально задачи приземленные: уточнение наземных координат и параметров вращения Земли для системы ГЛОНАСС, а это касается и вопросов обороны, и просто «лучшей жизни».

Вот анекдотичный (но имевший место) случай – как пример необходимости жесткой системы координат. В 2003 году Германия и Швейцария, разделенные рекой, строили мост навстречу друг другу. И не встретились. Половинки не сошлись на полметра. Немцы считали от уровня Северного моря, швейцарцы – от Средиземного.

Издревле люди искали постоянную точку на небосводе, относительно которой можно было бы ориентироваться по звездам. Когда-то использовали сами звезды, но они движутся, и потому возникали ошибки в расчетах. Сейчас наилучшая для точности «точка отсчета» – самые далекие от нас объекты, квазары. Они похожи на звезды, но не звезды; предположительно, это активные ядра галактик, чье радиоизлучение в сотни раз мощнее излучения всех звезд этих галактик.

Название метода, который ученые используют для определения координат с помощью радиотелескопов, с ходу не произнесешь: «радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами», РСДБ. В 1965 году этот метод предложили советские ученые Л. И. Матвеенко, Н. С. Кардашев и Г. Б. Шоломицкий, и по сей день он считается точнейшим из существующих. Радиотелескопы в разных странах объединены в международную службу РСДБ, а суть метода, если упрощенно, такова: если наблюдения ведут радиотелескопы, разнесенные друг от друга на гигантские, в несколько тысяч км, расстояния – мы будто бы получаем телескоп вот с таким гигантским диаметром, в тысячи км.

Радиотелескопы принимают сигнал от квазаров, и по времени запаздывания прихода сигнала на один телескоп по отношению к другому можно определить положение обсерваторий и самих квазаров.

Метод этот и дорогой, и сложный. Но не проще определять координаты на Земле и с помощью спутников – тех же ГЛОНАСС или GPS. Обязательно надо учитывать, в частности, то, что Земля вращается неравномерно. Вот с помощью радиоинтерферометрии ученые и вычисляют соответствующие поправки. Когда ИПА РАН начал определять эти поправки для системы ГЛОНАСС, точность позиционирования на Земле с ее помощью повысилась, и, как говорят ученые, отечественная система «стала паритетной с системой GPS».

В принципе человечество надеется добиться точности в определении координат на земной поверхности 1 мм.

Возвращаясь к отечественному телескопу РТ-13: он не отечественного производства. Смонтирован у нас, но антенна создана немецкой компанией по требованиям, разработанным международным сообществом (правда, уточняют наши специалисты, антенна поразительно похожа на нашу ТНА-57, спроектированную когда-то в Горьком). А все металлические части сделаны в Италии.

– Почему в Италии? Потому что даже с учетом перевозки это оказалось втрое дешевле, чем делать у нас, – поясняет Александр Васильевич Ипатов, директор Института прикладной астрономии РАН. – Таких радиотелескопов немецкой конструкции в мире всего пять. И два из них наши.

Инаугурацию наш РТ-13 проходил вместе с похожим испанским радиотелескопом. Научная общественность изначально стремилась на инаугурацию нашего, но перспектива поехать на Северный Кавказ оказалась менее заманчивой, чем поездка к испанскому телескопу на принадлежащий Португалии остров Санта-Мария (это Азорские острова). Ну тоже получилось несколько анекдотично: в день инаугурации данные по квазарам предоставил только наш «обделенный вниманием» РТ-13. Его испанский «коллега» оказался еще не готов.

– В этой области научной деятельности Россия совершенно не отстает от передовых стран, – подчеркивает Александр Ипатов.

Правда, признается ученый, конкурировать с другими странами в науке проще, чем бороться с согражданами-бизнесменами. Мобильными операторами. У ИПА РАН есть обсерватория «Светлое» (в Приозерском районе Ленобласти); вышки мобильников должны стоять не ближе 30 км от обсерватории и иметь ограниченную мощность передачи, чтобы не мешать наблюдениям. Формально мощность и ограничена. На деле, говорит Александр Ипатов, она превышает разрешенную в десятки раз. Специальные службы приезжают, замеряют, заставляют хозяев вышек снизить мощность, но стоит службам уехать...

– В свое время мы пробили закон Ленобласти: все строительство вокруг зоны, связанное с электромагнитными излучениями, согласовывать с институтом, – рассказывает Александр Ипатов. – Но потом федеральные органы перевели этот вопрос в свою компетенцию.

Договориться с федеральными властями пока не удалось.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (5494) от 07.07.2015.


Комментарии