«Святую Русь» на безопасность проверил прокурор

Июль – макушка лета, и руководители структур, обеспечивающих безопасность на Неве и других реках города, отчитались перед журналистами о ходе дел. По цифрам все неплохо, но несколько крупных происшествий с теплоходами все-таки случилось. К счастью, обошлось без жертв.

«Святую Русь» на безопасность проверил прокурор | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В прошлый уик-энд не дошел до Валаамского монастыря теплоход под названием «Святая Русь». В ночь с 26 на 27 июня у судна вышел из строя дизель-генератор, и никакие святые не помогли команде его запустить. Теплоход, на котором находились 187 человек – пассажиры и команда, встал на рейде близ Рыбацкого. Реакция людей, его населяющих, к сожалению, оказалась предсказуемой: паникой это, может, и не стоит называть, но эмоции били через край. Один пассажир даже выбросился за борт, его подобрал катер МЧС. Другие пытались вызвать на свое спасение катера и даже вертолеты. Все это притом что, как утверждают в МЧС, никакой опасности для пассажиров не было. Судно не могло двигаться, но его плавучести ничто не угрожало. К утру «Святую Русь» возвратили к причалу. Как водится, по горячим следам команду и компанию, которой теплоход принадлежит, хорошенько проверили.

– Фирма оказалась зарегистрирована в Казани, – сообщил заместитель транспортного прокурора города Алексей Оптовкин. – Теплоход, имеющий неисправности, тем не менее был отправлен в рейс. Спасательные средства не были в полном порядке. Проведено освидетельствование членов команды на содержание алкоголя в крови, у некоторых была обнаружена слабая степень алкоголя, но надо разобраться, несли ли они вахту в это время. Проверка продолжается.

Несколько раньше пришлось эвакуировать и пассажиров «Метеора», направлявшегося в Петергоф. Судно село на мель в Финском заливе, и снять его с песчаной косы какое-то время не удавалось. Пришлось подогнать другой – однотипный «Метеор». Пассажиров пересадили, и этим инцидент для них закончился. Хотя несколько неприятных часов они пережили, и вряд ли кому хотелось бы оказаться на борту этого судна. Почему такое происходит, поясняют в Северо-Западной транспортной прокуратуре.

– Основные причины инцидентов – невыполнение командным составом судов требований нормативных документов и судоводительские ошибки, – заявила начальник отдела по надзору Северо-Западной транспортной прокуратуры Ирина Смирнова. – Проблемными вопросами остаются также ухудшение общего состояния флота, слабая подготовка кадров, в том числе из-за нехватки в учебных заведениях и центрах судоводителей современных тренажеров.

Осложняет обстановку на реках и каналах города и погода. Бесснежные зимы и долговременные засушливые периоды привели к тому, что уровень воды сегодня заметно ниже, чем в предыдущие годы. В результате коммерсанты, эксплуатирующие теплоходы, могут оказаться на мели не только в переносном, но и в прямом смысле.

При этом, несмотря ни на что, растет численность маломерного флота – это суда до 10 метров длиной, способные взять на борт до 12 пассажиров и не используемые для коммерции. По данным начальника центра госинспекции маломерных судов МЧС России по Петербургу Александра Радько, в городе 47 тысяч таких судов. Но особенной головной болью остаются гидроциклы, их количество тоже увеличивается, хотя стоимость таких водных мотоциклов доходит до полутора миллионов рублей, а налоговый сбор на их владельца – до 400 тысяч в год. Носятся они с сумасшедшей скоростью и постоянно создают угрозу столкновения с другими судами, такие случаи были в том числе и этой весной. При этом штраф за несоблюдение правил судовождения – до 2,5 тысячи рублей. Если сравнить с вышеназванными цифрами, то становится понятно: такими штрафами не испугаешь.

– Разрабатываем документ о полном запрещении езды на гидроциклах по Неве, рекам и каналам города, – сообщил Александр Радько. – Разрешенная скорость движения в акватории Невы – 15 км/час, гидроциклы на таких скоростях не ездят. Будем стараться вытеснить их из города на специально подготовленные трассы в Финском заливе.

Еще одна головная боль для властей – городские пляжи, таковых в Петербурге, по официальным документам, 25. Почти на всех работают спасательные бригады. Это притом что купание абсолютно во всех водоемах города, включая Неву, запрещено санитарно-эпидемиологическими службами. То есть городские пляжи вовсе не пляжи, а рекреационные зоны для отдыха.

– Однако находятся немало людей, которые очертя голову лезут в воду, – сказал Радько. – В результате к 1 июля в городе четыре утонувших. Это, конечно, меньше, чем в прошлом году, когда к этому же сроку были уже 11 погибших на воде, но нас такая статистика не должна успокаивать.

И это правда, здесь, скорее всего, мы обязаны погоде: лета горожане в нынешнем году еще не видели. Июль обещает быть гораздо теплее, значит, и у спасателей будет больше работы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (5492) от 03.07.2015.


Комментарии