Главная городская газета

Своя ниша у трубы

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Своя ниша у трубы | Иллюстрация Tashatuvango/shutterstock.com

Иллюстрация Tashatuvango/shutterstock.com

Старое петербургское предприятие «Невский завод» (ныне входит в «РЭП Холдинг») стало отраслевым центром развития отечественных технологий в своем сегменте, поставляет продукцию в 40 регионов России и 20 стран мира. Мощные (32 МВт) газоперекачивающие агрегаты, действующие на крупнейших трубопроводных системах «Северный поток-1», «Южный поток» и «Сила Сибири», были созданы именно здесь. Недавно здесь прошло заседание правительственной комиссии по импортозамещению при участии руководителей ряда министерств (Минэнерго, Минпромторг, Минтранс РФ и др.) и ведущих государственных корпораций.

Петербургские энергомашиностроители не впервые проводят «мастер-классы», демонстрируя плюсы импортозамещения. Месяца два назад на той же площадке «Газпром» рассмотрел выполнение «дорожной карты» по использованию технологий и услуг предприятий Северо-Запада. Один из таких проектов связан со строительством мощностей по производству и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ). Невский завод разработал под эти задачи первый в России компрессор смешанного хладагента (вещество для технологического цикла).

Современные инновационные решения для топливно-энергетического комплекса рождаются на предприятии, которое ведет свою историю с 1857 года и начинало с выпуска... боевых кораблей и локомотивов. В двадцатые годы прошлого века завод в соответствии с планом ГОЭЛРО сменил профиль и до войны успел выпустить больше сотни компрессоров и паровых котлов. Первая советская газовая турбина появилась на свет в этих же стенах.

С конца пятидесятых производство установок для добычи и перекачки природного газа стало на заводе «магистральным». А уже в нулевые годы старейшее предприятие отрасли стало работать исключительно по заказам таких промышленных китов, как «Газпром» (около 70% в структуре поставок), «Транснефть», и др. Произошло это благодаря полному перевооружению, с результатами которого и ознакомился теперь правительственный десант.

Японские, немецкие, чешские обрабатывающие центры, каждый из которых можно сравнить с небольшим заводом, обрели здесь крышу над головой по программе модернизации. Это послужило толчком для расширения номенклатуры (энергоблоки, компрессоры, нагнетатели, газовые и паровые турбины и др.) для нефтяников, газовиков, энергетиков и помогло заводу утвердиться в своей экономической нише. Он остается единственным в России производителем газоперекачивающих агрегатов (ГПА) мощностью 32 МВт «Ладога-32», выпускаемых по лицензии General Electric Oil & Gas.

«Локализация шла поэтапно, давая возможность «пошагово» отказываться от импортных комплектующих, - рассказывает Денис Хрусталев, заместитель гендиректора завода по развитию. - Этот процесс затронул все участки производства - от литья до сборки, мы научились делать корпуса, а затем более ответственные и сложные детали турбины - те же роторы».

В собранном виде ГПА являет собой многометровую конструкцию, «перепоясанную» трубами и имеющую по бокам цепочку приборов и датчиков. Такие агрегаты перекачивают природный газ, не дающий оскудеть российской казне, по дну Балтийского моря («Северный поток»), через сибирские просторы к дальневосточным рубежам («Сила Сибири») или на Сахалине. И каждая единица продукции, прежде чем отправиться к «потокам», проходит двухнедельную обкатку на испытательном стенде, где моделируется среда с нагрузками, превышающими реальные.

Фраза «единственные в России» относится и к инновационному компрессору, созданному для проектов, имеющих отношение к СПГ, и к запускаемой в производство турбине с оригинальными решениями мощностью 16 МВт (совместная разработка «РЭП Холдинга» и GE Oil & Gas). Отказываясь на разных этапах от импортных поставок, петербуржцы приблизились в ряде позиций к почти оптимальному уровню локализации и, когда грянули экономические санкции, тягостные последствия запретов едва ли почувствовали.

Питерские умельцы прошли путь, стоящий сотни миллионов рублей, который большинству их коллег из родственных машиностроительных структур РФ только предстоит совершить. Об этом, собственно, и говорилось на выездной правительственной комиссии.

Создание благоприятных для конкурентоспособной российской продукции условий в ТЭК уже дает о себе знать. В нефтегазовом машиностроении доля чужих поставок снизилась ниже планируемых 56% - сегодня она составляет 45,5% (для сравнения: в радиоэлектронной промышленности почти на 10% больше). В 2016 году на эти цели правительство выделило суммарно 375 млрд рублей, а в текущем году были открыты новые направления субсидирования разработок, сопоставимых по параметрам с зарубежными.

Позиция Минпромторга РФ: рынок машиностроения, ориентированный на ТЭК, достиг в России колоссальных значений (775 млрд рублей), и важно не просто заместить импортные поставки, а научиться «соблазнять» мировой рынок своими неповторимыми изделиями. Как это делают, скажем, «Силовые машины» и другие крупные петербургские компании.

В нефтегазовом машиностроении действует максимально полный на данный момент набор механизмов господдержки. Включая финансирование опытно-конструкторских работ и помощь в продажах пилотных партий инновационной продукции: субсидии на общую сумму 200 млн рублей для компенсации расходов на выпуск и сбыт получили в этом году семь отечественных предприятий.

Приоритетные направления, под которые государство «стелет соломку», - это создание инжинирингового центра по СПГ, подводные добычные комплексы для шельфовых месторождений и соответствующее программное обеспечение, создаваемые в рамках национальной технологической платформы «Технет», а также так называемые «умные» шахты (безлюдные горные технологии).

На предстоящем Петербургском международном экономическом форуме с «Газпромом» будет подписано соглашение, по которому на выпуск оборудования для 11 шельфовых проектов кабмин РФ выделит 3 млрд рублей в 2017 - 2019 гг. Возможно, часть этого «пирога» достанется и петербуржцам. Хотя на стоящие разработки не скупятся и отраслевые заказчики: существенная доля средств в общем объеме инвестиций ТЭК по прошлому году (3,7 млрд рублей) предназначалась для такого рода работ.

В согласованный с Минэнерго РФ список импортозамещения под конкретные нужды внесено 317 позиций, и часть из них уже закрыта. Над газпромовской программой, включающей свыше 50 наименований, например, трудится более 80 предприятий России, в том числе Невский завод.

Программа «Транснефти», в которой задействовано более 25 предприятий, скромнее (26 позиций), и она уже почти полностью реализована. К этому же результату стремятся и другие компании, поглядывая на лидеров-петербуржцев, так что чиновники Минэнерго РФ полны оптимизма.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook