Своим путем

По итогам заседания Госсовета по вопросу «О совершенствовании системы образования» президент РФ подписал целый перечень поручений. Значительная их часть – отражение беспокойства состоянием образования. И беспокоит В. В. Путина ровно то же, что и любого разумного человека: 1) мы не смогли поднять престиж профессии учителя на должную высоту; 2) не продумана система материального поощрения творческого труда учителя (существующая система доплат и надбавок себя не оправдывает); 3) в системе образования явный перегруз по части контрольных мероприятий. А теперь задумаемся, существует ли способ выполнить поручения президента, причем не изобретая двухколесный велосипед? Я лично вижу как минимум два варианта.

Своим путем | ФОТО Zadorozhna-Natalia/shutterstock.com

ФОТО Zadorozhna-Natalia/shutterstock.com

По-фински

Первый. Использовать опыт наших ближайших соседей – финнов.

О том, как в Суоми построили лучшую систему образования Европы, можно говорить часами, но сегодня нас волнует один простой вопрос: можем ли мы для повышения престижа педагогической профессии внедрить финский опыт? (У них конкурс на педагогические специальности – 14 человек на место.) Нет ли у финнов способа решить, скажем, отмеченную нашим президентом проблему перегрузки «контрольными мероприятиями»?

Оказывается – есть, причем способ универсальный. Финны просто ликвидировали все учреждения, которые радостно контролировали работу учителя. Закрыли. А фонд заработной платы (в рамках ведомственного бюджета) пустили на зарплату учителей. Которая стала крайне достойной. По последним данным, зарплата, например, учителя финского языка – примерно 3600 евро. У преподавателей-предметников старших классов она выше на 500 евро.

Одновременно учителей освободили от рутинной работы, то есть от всяких отчетов. Аттестацию учителей прекратили. А самому учителю разрешили самостоятельно подбирать учебники, составлять тесты и методику преподавания. Короче говоря, учителям сказали: мы даем вам общие государственные стандарты, а дальше – творите, но не во вред ни детям, ни стране. Впрочем, следует отметить, что рабочая нагрузка на одну ставку финского учителя немаленькая, 27 часов в неделю (у нас ставка 18 часов). Кстати, и для учеников финских школ нет так называемых промежуточных аттестаций: в конце обучения школьник сдает государственный экзамен, а все промежуточное на совести учителя.

Естественно, встает вопрос: «Кто этих учителей контролирует?».

Ответ прост: родители. Все нормативные документы размещены в Интернете. Предвижу возражения типа «родители не готовы к таким изменениям», а учитель, если с него «снять наручники», сразу пустится вразнос. Вынужден огорчить «охранителей». В любой человеческой популяции примерно одинаковое соотношение умных и глупых, способных и бездарных. Ответственных и безответственных. Финны не лучше нас в этом отношении, а мы не хуже финнов. Нужно просто продумать организацию: найти способ довести до родителей нормативную базу, а учителю предоставить сведения о различных учебниках – естественно, основанных на государственном образовательном стандарте. И чем более плотно заселен населенный пункт, тем это легче.

Так что, казалось бы – вот он, универсальный способ выполнить поручение президента. Да что-то начинают терзать смутные сомнения по поводу готовности органов управления образования отказаться от любимой игрушки – тотального контроля. Столько сил потрачено на разработку системы проверок и мониторингов, только-только «укрепили периметр», а тут возьми да отдай все каким-то родителям. А уж просто доверить учение учителю, не заглядывая каждые 15 минут ему «в тарелку», ну просто нереально.

По-немецки

Так что до финского опыта в наших палестинах дело, скорее всего, не дойдет. Но есть другой способ хотя бы частично выполнить поручения президента – кажется, более понятный нашим великим «эффективным менеджерам».

До октября 1917 года преподаватели государственных образовательных учреждений считались госслужащими. И чины получали согласно Табели о рангах. Так что в определенных случаях директор гимназии мог дослужиться до действительного статского советника, т. е. генерала. И льготы они получали как государственные служащие. Правда, льготы по нынешним временам смехотворные: половина квартирной платы, если жилье наемное, да бесплатные дрова в зимнее время. Но по окончании службы уходили на пенсию с половинным окладом.

Такая система до сих пор действует в Германии. Там все учителя состоят на государственной службе. Немецкий учитель зарабатывает от 42 000 до 64 000 евро в год, т. е. до 5300 евро в месяц. Это больше, чем в Финляндии, но меньше средней зарплаты в других отраслях немецкого народного хозяйства, тем не менее учителя за работу держатся именно из-за престижа государственной службы и гарантированных пенсионных льгот.

Надо сказать, у госслужащих в Германии кроме пряников есть и кое-что не шибко радостное: на них распространяются «репутационные риски» (которые у нас напрочь отсутствуют), т. е. риск потерять работу из-за подозрений в чем-то не шибко приличном весьма велик. Зато такой способ повышения престижа труда учителя вроде бы в тренде нынешнего возвращения к традициям... Но... Сильно подозреваю, что и этот вариант выполнения поручений президента наших чиновников не устроит. И дело даже не в том, что фонд заработной платы учителей придется увеличить раз эдак в пять. Дело в психологии: никогда чиновник не позволит, чтобы подчиненный был по статусу ему равен.

Вот и получается дилемма. Чтобы выполнить поручения президента, надо либо разогнать всех надзирателей от образования и дать учителю спокойно работать, либо поднять статус учителя до «государева человека» и потратить большие деньги. С учетом этого в ближайшее время нас ждет интересное зрелище: как руководители системы образования будут выполнять распоряжения президента РФ, фактически их не выполняя, но убедительно доказывая, что все выполнено.

И ничего им за это не будет, поскольку понятие репутационного риска у нас отсутствует.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (5638) от 08.02.2016.


Комментарии