Стреляли...

Если бы не рассказы очевидцев в социальных сетях, об этом происшествии никто бы и не узнал. На фоне ежедневных полицейских сводок оно, конечно, незначительно. Разве что свидетельствует о том, как изменилось восприятие криминального фона повседневной жизни в нашем городе.

Стреляли...  | ФОТО showcake/shutterstock.com

ФОТО showcake/shutterstock.com

Это случилось около пяти часов вечера. Маршрутка 555А, следующая из Петербурга в Сертолово, стояла на кольце на улице Хошимина рядом со станцией метро «Проспект Просвещения», когда раздался выстрел по окну то ли из пневматического, то ли из травматического оружия.

У окна сидели бабушка с девочкой лет десяти, были в маршрутке и другие пассажиры. В салон полетели осколки разбитого стекла, но, к счастью, обошлось без пострадавших.

Самое интересное в этом сюжете – реакция невольных участников происшествия. После легкого замешательства бабушка с девочкой пересели на другое место. И все, кто сидел со стороны выстрела, также пересели на противоположную сторону. Водитель тоже не проявил особого беспокойства. Он вышел из машины, чтобы оценить обстановку, увидел разбитое стекло, вернулся в кабину и поехал по маршруту.

Стрельба по пассажирскому транспорту в бойком месте, а народу у станции метро «Проспект Просвещения» всегда хватает, никого не возмутила. Не послужила даже поводом позвонить в полицию. Ну приедет после смены водитель в парк, доложит начальству о разбитом стекле. Расскажет, как дело было, и тоже никто не удивится. Стрельба из пневматики по окнам маршруток и трамваев – это уже было, много раз было. Но никого же не убило, зачем шум поднимать?

А если поднимать, чем дело закончится? По обыкновению ничем, если нет пострадавших. Вот если будут, да с тяжелыми последствиями, тогда все закрутится-завертится. Дело возбудят, в парках начнутся проверки в поисках причин случившегося. Конкуренты «шалят» или безмозглые хулиганы развлекаются? Общественность всколыхнется и вскоре забудет.

Равнодушно проходить мимо негатива в полной уверенности, что тебя это не касается, – плохая привычка. Однако когда негатива много, пассивность – своеобразная защитная реакция организма. Что вчера казалось дикостью, сегодня воспринимается как обыденность повседневной жизни. Гражданам ничего не остается, как приспосабливаться жить в условиях реального криминального фона и лишний раз «по пустякам» не паниковать.

Вот две моложавые женщины говорят о том о сем. Одна рассказывает, что в выходные собиралась в торговый центр на Лиговке, но не сложилось по времени. Другая говорит, что, может, и к лучшему, что не сложилось. Летом она дважды пыталась посетить этот торговый центр и оба раза попадала под «заминирование»:

– Только по эскалатору поднимусь, всех по трансляции приглашают на выход. Дурдом какой-то...

Понятно, что она имела в виду. Полицейские с ног сбились, чуть ли не каждый день в июле-августе в культурной столице «минировали» крупные торговые центры. Сотни людей приходилось эвакуировать. Если в прошлые годы в роли лжеминеров выступали в основном подростки, «минировали» родную школу, то теперь это явление приняло более масштабный характер. Вал сигналов о «заминировании» торговых центров, говорят, мог идти даже из соседней страны.

Не реагировать на звонки телефонных террористов нельзя, хотя это трата дополнительных сил и средств.

Но как их остановить?

Вот, пока лишь одного, правда, из местных, привлекли к ответственности. Прокуратура Красногвардейского района передала в суд уголовное дело в отношении петербуржца, который в марте этого года сообщил полиции о «заминировании» торгового комплекса на Комендантской площади. Теперь придется отвечать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (5575) от 28.10.2015.


Комментарии