Стратегия еды

На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев оповестил широкую общественность о самоличном подписании специального документа, дословное наименование которого – Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030 года. Общественность устами некоторых публичных деятелей возрадовалась этому событию, поспешив заверить соотечественников, что «светлое будущее», в котором не надо будет терзать себя вопросом: «Из чего сделана еда?» – не за горами.

Стратегия еды | РИСУНОК Валерия ТАРАСЕНКО

РИСУНОК Валерия ТАРАСЕНКО

Съесть и остаться в живых

Документ увесистый – десяток страниц текста убористым шрифтом. Документ честный: в первом его разделе говорится о том, что – цитата: «...на российском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающих потребностям большинства населения, а также фальсифицированной пищевой продукции». Досталось и сельскохозяйственному производству, в котором допускается «несанкционированное использование ветеринарных лекарственных препаратов, преднамеренно вводимых в организм продуктивных животных». Результат: невысокое качество жизни, болезни, преждевременный уход.

На классический вопрос: «Что делать?» – разработчики стратегии дают дюжину ответов. От необходимости совершенствовать правовые и организационные механизмы в отношении качества пищевой продукции до создания единой информационной системы, в которой отслеживалась бы вся история продукта: от поля/фермы до торгового прилавка.

Еще несколько важных моментов. Обязательным станет оповещение о сроке годности товара, а точнее, пояснение: по какой причине товар годен именно такое время, а не меньше или больше. Пищевым добавкам необходимо будет пройти государственную регистрацию. Неотъемлемыми станут требования стандартов ГОСТ и ГОСТ Р.

Стратегия обещает вернуть продукции сортность и градацию по качеству, как это было в советские времена. К примеру, колбаса, напичканная мясом старой курицы-несушки и соей, уже не сможет быть, как сейчас, товаром высшего сорта.

Работали над стратегией специалисты Роспотребнадзора по поручению президента страны, данному чуть больше года назад – в июне 2015-го. Весной нынешнего года документ прошел согласование в профильных министерствах. Через пару месяцев после подписания премьер-министром должен появиться план его реализации.

Рьяных оппонентов у стратегии нет. Гарантированно качественной еды хочется всем. Но недоумевающих достаточно. И вот почему.

Документов, призванных стоять на страже качества продовольственных товаров, – множество. В тех же технических регламентах на ту или иную продукцию почти до мельчайших подробностей прописаны требования производства качественной (подчеркнем это особо) еды. Есть СанПиНы – санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, касающиеся безопасности и пищевой ценности продуктов. Есть куча ветеринарных требований к сельскохозяйственному сырью...

И при всем при этом на торговые прилавки вываливаются сотни тонн товаров, как сказано выше, «...не отвечающих потребностям большинства населения. Сказать, что контроль слабоват, не сказать ничего.

Поможет ли новая стратегия навести порядок – большой вопрос. Зато есть время, отдаленная перспектива – до 2030 года. Может, за грядущие полтора десятилетия и в самом деле удастся прийти к «светлому будущему»?

Бонус по минимуму

Еще одна важная новость минувшей недели. Президент подписал поправки в многострадальный закон «О торговле». Основная идея – защитить интересы поставщиков и производителей от диктата торговли.

Согласно изменениям, выплаты (ретробонусы), которые взимают ретейлеры с поставщиков, будут ограничены 5% от цены закупки. Причем в эту сумму войдут все бонусы – за объем закупки, рекламные, логистические, маркетинговые и проч. До поправок только премии за объем закупки могли достигать 10%, по остальным пунктам бонусы не ограничивались.

Кроме этого, поправки предусматривают снижение отсрочек по оплате поставленных товаров и увеличение штрафов за нарушение законодательства.

Многострадальным закон назван неспроста. Изначально среди законопроектов он был самым продолжительным «долгостроем». От первого его обсуждения до принятия в конце 2009 года прошла почти пятилетка. Едва вступив в силу, закон «О торговле» (кстати, его официальное название – «О государственном регулировании торговой деятельности») потребовал доработок и поправок. Что с большим скрипом стало делаться спустя еще пятилетку. Эксперты не скрывают: у торговли мощное лобби в большинстве кабинетов власти.

В первом чтении Госдума приняла поправки еще весной прошлого года. Законопроект ушел на согласования в министерства. К осени Минэкономразвития выступило против реформы розничной торговли. Всю зиму и весну законотворцы корпели над исправлением недочетов. Наконец, 24 июня поправки были приняты Госдумой сразу в двух чтениях и 29 июня одобрены Советом Федерации.

Депутаты ускорили сроки вступления поправок в силу. Поначалу предполагалось, что действовать они начнут с 1 января 2017 года. В итоге вступающий в силу документ дает участникам рынка десять дней на переход к новым правилам и полгода на приведение действующих договоров в соответствие с обновленным законодательством.

Пока же вокруг новшеств бурлят страсти. Оптимисты убеждены в том, что изменения в правилах торговли приведут к удешевлению продуктов на товарных выкладках торговых сетей. Пока, правда, теоретически. Скептики же рассказывают о том, что может быть на практике. Раз торговле теперь запрещено получать бонусы от производителей за проведение промоакций, значит, объем выхода на рынок новой продукции сократится. Сети не будут пиарить товар за свой счет или... Или будут, закладывая расходы на промоакции в тот самый товар, который предлагается покупателю в качестве новинки.

Ретейлеры опасаются, что не успеют подготовить необходимые изменения и это приведет к перебоям в поставке продуктов в магазины. Еще на стадии обсуждения инициатив сам президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев посоветовал всем «запасаться продуктами».

Социальный борщ

Любопытная информация пришла из консалтинговой компании «Технологии Роста». В прошлом месяце ее специалисты изучали рынок овощной продукции в сетевых магазинах Петербурга. Там и был найден салат руккола, выращенный в Сьерра-Леоне, упакованный в Чехии, ввезенный в Россию белорусским импортером и, наконец, доставленный в розничные точки уже российским оптовиком.

Такие заковыристые пути специалисты объясняют скрытым реэкспортом овощей и зелени из стран, попавших под продовольственные санкции России. Это же обстоятельство привело к 25%-ному росту оптовых и потребительских цен в нашей рознице.

За высоким ценовым процентом потянулись и наши овощеводы, особенно производители тепличной продукции. У них появились дополнительные ценовые преференции в конкуренции с импортом. Только благодаря запрету поставок турецких свежих томатов и огурцов российские тепличные хозяйства и оптовые поставщики получают не менее 10 – 15% дополнительного дохода от продаж.

Могли бы получать и больше, но у медали, как известно, две стороны. На оборотной стороне – низкая платежеспособность потребителя, вызванная падением рубля и снижением доходов. Покупки тепличных овощей из-за их дороговизны население сократило почти на треть. В летний сезон они и вовсе сводятся к минимуму – в конкуренцию вступают овощи открытого грунта и... бабушки-старушки с дарами своих огородов.

На подходе – «борщевой набор».

Ровно месяц назад производители картофеля, капусты, лука, свеклы и моркови через свое главное ведомство – Минсельхоз обратились к правительству с просьбой отменить для них ретробонусы, которые они выплачивают сетям. Включить картошку/свеклу/морковь в перечень социально значимых продуктов и в соответствующее постановление правительства # 530.

Исполнительный председатель Картофельного союза России Алексей Красильников пояснил это стремление просто: «Если сети не будут взимать с этих товаров бонусы, то у производителей возрастет доходность, а у покупателей появится возможность покупать продукцию по низким ценам».

Заметим: свою просьбу производители «борщевого набора» высказали до принятия поправок в закон «О торговле». Будут ли они настаивать на своем после законодательного снижения бонуса, пока неизвестно. В сетях же считают, что «борщевой набор» и без того продается по щадящим ценам.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5740) от 11.07.2016.


Комментарии