Столкуйся о гонораре

– А еще клятву Гиппократа давала, – этим аргументом дородная дама попыталась прихлопнуть доктора, как таракана тапкой.

– Да если бы эта клятва сегодня была легитимна, то вы бы даже порог моего кабинета не переступили бесплатно, – нашелся врач. – Это ваше счастье, что об истинном смысле присяги все благополучно забыли...

Столкуйся о гонораре | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Этот невольно подслушанный в очереди в поликлинике разговор заставил меня задуматься о том, как часто пациенты, словно козырной туз, бросают в лицо врачам упрек в несоблюдении клятвы Гиппократа. Хотя, скорее всего, никто из них клятву эту не читал, да и о Гиппократе знает лишь понаслышке. Ради любопытства попробовала разобраться в этом вопросе.

Оказалось, что текст клятвы был написан самим Гиппократом в V веке до нашей эры. Однако многие исследователи утверждают, что появилась она намного позже – после смерти знаменитого врача – и ее текст, как и четыре Евангелия на всемирных архиерейских соборах, неоднократно переписывался, усекался, дополнялся, причем с существенным изменением смысла.

Первоначальный вариант клятвы содержал несколько этических обязательств. Одно из них – человек, освоивший науку врачевания, обязуется почитать своего учителя «наравне с родителями», «делиться с ним своим достатком» и «помогать ему в нуждах его». За это лекарь обязуется обучать их «безвозмездно и без всякого договора». А вот о том, чтобы задаром лечить пациентов, нет ни слова. Более того, в одной из латинских редакций клятвы Гиппократа появилась строка, что врач обязуется не оказывать медицинскую помощь бесплатно. И Гиппократ это правило соблюдал беспрекословно.

История сохранила случай, когда в 380 году до н. э. у знаменитого врачевателя лечился некий Акрахерсит. Оказав больному неотложную помощь, доктор первым делом поинтересовался у родственников Акрахерсита, способны ли они заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил... – «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался», на что родственники и согласились.

Справедливости ради следует отметить, что тот же Гиппократ советовал своему ученику дифференцированно подходить к разным пациентам: «И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на изобилие средств (у больного), и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы». Заметим, что даром Гиппократ советует лечить лишь иногда.

А другой известный врач и последователь Гиппократа Исаак Юдеус, живший в Х веке, так наставлял учеников: «Посети больного, когда ему сделалось очень дурно. В это время столкуйся с ним о гонораре, ибо, когда больной выздоровеет, он все забудет... Назначай возможно большее вознаграждение, ибо все, что делаешь бесплатно, почитается за ничто».

Далее, в оригинальной части клятвы, посвященной заботе о пациентах, врач обязуется «направлять режим больных к их выгоде сообразно» со своими силами и возможностями и не причинять пациентам никакого вреда. Овладевший искусством врачевания клянется не давать пациентам средств, которые могут привести к смерти, включая эвтаназию, не прерывать беременность и не разглашать врачебную тайну. Если человек, овладевший искусством врачевания, соблюдает все эти заповеди, Гиппократ обещает ему «счастье в жизни» и «славу у всех людей на вечные времена».

То есть если разобраться по сути, то в клятве нет ни слова о враче-бессребренике, готовом работать не щадя собственных сил и времени.

В Советском Союзе вместо клятвы Гиппократа принимали «Присягу врача Советского Союза», которая была утверждена в 1971 году. Она уже больше походила на пионерскую, и в ней присутствовали такие специфические пункты, как «врач должен бороться за предотвращение ядерной войны и осознавать опасность применения ядерного оружия» и «врач несет ответственность не только перед пациентом, но и перед государством».

В середине 90-х годов прошлого столетия эта присяга сменилась на «Клятву российского врача», в которой уже появился тезис «никогда и никому не отказывать во врачебной помощи и оказывать ее нуждающимся с одинаковым старанием и терпением независимо от его благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений».

В конце 1990-х авторитетнейшие организации европейских и американских врачей предложили всему медицинскому сообществу новую редакцию старой клятвы. В ней уже говорится о необходимости совершенствовать медицинскую помощь вообще и свою подготовку в частности, о том, что врач обязан полностью информировать пациента о лечении. Но что самое главное – в этой редакции полностью отсутствуют запреты на аборты и эвтаназию. Пока по этим двум спорным вопросам мировое медицинское сообщество не пришло к единому мнению.

Однако, как бы ни менялись времена, главным в медицине должны оставаться любовь к пациенту и искреннее желание ему помочь. В конечном итоге клятвы даются больше для собственной совести, если она есть. И, слава богу, у нас немало врачей, готовых сделать все от них зависящее без всяких условий.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5496) от 09.07.2015.


Комментарии