Стимулятор жизни

Вра­чи Пе­тер­бург­ско­го ней­ро­хи­рур­ги­чес­ко­го ин­сти­ту­та им. По­ле­но­ва ус­пеш­но про­ве­ли три уни­каль­ные опе­ра­ции по имп­лан­та­ции элек­трон­ной сис­те­мы, ко­то­рая нор­ма­ли­зу­ет ра­бо­ту го­лов­но­го моз­га при нев­ро­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ни­ях. Ра­нее по­доб­ные хи­рур­ги­чес­кие вме­ша­тель­ст­ва про­во­ди­лись толь­ко в трех ве­ду­щих ней­ро­хи­рур­ги­чес­ких кли­ни­ках Рос­сии.

Стимулятор жизни | ФОТО cfam/Shutterstock.com

ФОТО cfam/Shutterstock.com

Сер­гею Алек­санд­ро­ви­чу 52 го­да. В те­че­ние 12 лет он стра­дал бо­лез­нью Пар­кин­со­на, ко­то­рую еще на­зы­ва­ют «дро­жа­тель­ным па­ра­ли­чом». Се­год­ня этот не­дуг, от ко­то­ро­го па­на­цеи, увы, не изо­бре­ли, за­мет­но по­мо­ло­дел: он мо­жет на­стиг­нуть че­ло­ве­ка, ко­то­ро­му нет и со­ро­ка. Так слу­чи­лось и с Сер­ге­ем Алек­санд­ро­ви­чем, ко­то­ро­го бо­лезнь за ко­рот­кий срок бук­валь­но пре­вра­тил­а в ин­ва­ли­да. Сна­ча­ла из-за силь­ней­шей дро­жи в ру­ках ему труд­но бы­ло де­лать са­мые про­стые ве­щи: за­сте­ги­вать пу­го­ви­цы на одеж­де, дер­жать в ру­ках чаш­ку. По­том он и во­все пере­стал уп­рав­лять сво­им те­лом. Кон­сер­ва­тив­ное ле­че­ние не по­мо­га­ло. Тог­да за де­ло взя­лись пе­тер­бург­ские вра­чи.

В ней­ро­хи­рур­ги­чес­кий ин­сти­тут име­ни По­ле­но­ва его при­вез­ли на ка­тал­ке. Пере­дви­гать­ся само­сто­я­тель­но Сер­гей Алек­санд­ро­вич уже не мог. Опе­ра­ция по глу­бо­кой сти­му­ля­ции моз­га да­ла по­тря­саю­щий ре­зуль­тат. Се­год­ня он вы­гля­дит как впол­не здо­ро­вый че­ло­век. О страш­ней­шем за­бо­ле­ва­нии на­по­ми­на­ет раз­ве что не­боль­шая хро­мо­та.

По сло­вам за­ве­дую­щей 1-м ней­ро­хи­рур­ги­чес­ким от­де­ле­ни­ем по кли­ни­чес­кой ра­бо­те Вик­то­рии Не­здо­ро­ви­ной, ин­но­ва­ци­он­ный ме­тод DBS-те­ра­пии ос­но­ван на вжив­ле­нии в оп­ре­де­лен­ные струк­ту­ры го­лов­но­го моз­га элект­ро­дов, по ко­то­рым по­да­ет­ся элект­ри­чес­кий ток низ­ко­го на­пря­же­ния и за­дан­ной час­то­ты.

Опе­ра­ция по имп­лан­та­ции на­чи­на­ет­ся с то­го, что в че­ре­пе па­ци­ен­та свер­лят два от­верс­тия, че­рез ко­то­рые в мозг— как пра­ви­ло, в суб­та­ла­ми­чес­кое яд­ро— на­прав­ля­ют тон­чай­шие элект­ро­ды. А под груд­ной мыш­цей не­да­ле­ко от клю­чи­цы ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ней­рос­ти­му­ля­тор. Он пред­став­ля­ет со­бой не­боль­шое уст­рой­ст­во, со­сто­я­щее из ба­та­реи и чи­па (мик­ро­ком­пью­те­ра), ко­то­рый после имп­лан­та­ции мож­но про­грам­ми­ро­вать, за­да­вая и из­ме­няя пара­мет­ры сти­му­ля­ции в за­ви­си­мос­ти от же­ла­е­мо­го те­ра­пев­ти­чес­ко­го эф­фек­та. В даль­ней­шем па­ци­ен­ту не­об­хо­ди­мо про­сто пе­ри­о­ди­чес­ки на­блю­дать­ся у ле­ча­ще­го вра­ча для кор­рек­ти­ров­ки про­грам­мы и из­ме­не­ния даль­ней­ше­го ме­ди­ка­мен­тоз­но­го ле­че­ния.

«Ней­рос­ти­му­ля­тор не­за­ме­тен для ок­ру­жа­ю­щих и не вы­зы­ва­ет дис­ком­фор­та или не­при­ят­ных ощу­ще­ний у па­ци­ен­та,— от­ме­ча­ет Вик­то­рия Не­здо­ро­ви­на.— Он ни­как не ог­ра­ни­чи­ва­ет че­ло­ве­ка в по­все­днев­ной жиз­ни, в бы­ту и ра­бо­чих усло­ви­ях. На­про­тив, ней­рос­ти­му­ля­тор по­зво­ля­ет зна­чи­тель­но сни­зить по­треб­ность боль­ных в ле­кар­ст­вах, улуч­шить со­ци­аль­ную адап­та­цию, дать воз­мож­ность эмо­ци­о­наль­ной и фи­зи­чес­кой не­за­ви­си­мос­ти от пре­пара­тов и ок­ру­жа­ю­щих, а так­же про­до­лжать тру­до­вую де­я­тель­ность».

Прав­да, ба­та­рей­ки в этом уст­рой­ст­ве не­об­хо­ди­мо ме­нять че­рез каж­дые пять— семь лет, но де­ла­ет­ся это ам­бу­ла­тор­но.

«Ра­нее в на­шем ин­сти­ту­те ус­та­нав­ли­ва­лись сти­му­ля­то­ры толь­ко при бо­ле­вых син­дро­мах (за­бо­ле­ва­ния по­зво­ноч­ни­ка, пе­ри­фе­ри­чес­ких нер­вов и др.),— рас­ска­зал ди­рек­тор ин­сти­ту­та По­ле­но­ва Игорь Яко­вен­ко.— Сей­час мы на­ча­ли ис­поль­зо­вать тех­но­ло­гию глу­бо­кой сти­му­ля­ции го­лов­но­го моз­га. Дан­ный ме­тод ле­че­ния по­зво­ля­ет эф­фек­тив­но кон­тро­ли­ро­вать те­че­ние бо­лез­ни Пар­кин­со­на и дис­то­нии и зна­чи­тель­но сни­жать вы­ра­жен­ность ос­нов­ных симп­то­мов за­бо­ле­ва­ния. Мы очень ра­ды, что те­перь и па­ци­ен­ты Се­ве­ро-За­пад­но­го ре­гио­на и всей Рос­сии в це­лом, стра­даю­щие раз­лич­ны­ми нев­ро­ло­ги­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ния­ми, смо­гут по­лу­чить вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ную ме­ди­цин­скую по­мощь, ко­то­рая по­зво­лит зна­чи­тель­но улуч­шить ка­че­ст­во их жиз­ни».

Ос­та­ет­ся до­ба­вить лишь, что у все­го есть своя це­на— в пря­мом смыс­ле. На­при­мер, толь­ко имп­лан­тат, ко­то­рый вжив­ля­ют в мозг па­ци­ен­та, сто­ит 500 ты­сяч руб­лей. Но по­сколь­ку та­кие опе­ра­ции вхо­дят в про­грам­му ока­за­ния вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной ме­ди­цин­ской по­мо­щи, на их про­ве­де­ние вы­де­ля­ют­ся спе­ци­аль­ные кво­ты. В этом го­ду три из них вы­де­ли­ли ин­сти­ту­ту По­ле­но­ва.

Игорь Яко­вен­ко от­ме­тил, что для про­ве­де­ния та­ких опе­ра­ций на по­сто­ян­ной ос­но­ве у ин­сти­ту­та есть все не­об­хо­ди­мые ре­сур­сы. Поэ­то­му он уве­рен, что в сле­ду­ю­щем го­ду их бу­дет зна­чи­тель­но боль­ше.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5343) от 19.11.2014.


Комментарии