Старость по стандарту
Слово «стратегия» призвано внушить некоторую уверенность в завтрашнем и даже послезавтрашнем дне. Каких стратегий только нет! «...Устойчивого развития сельских территорий до 2020 года», «...долгосрочного развития пенсионной системы». В Петербурге, к примеру, имеется «Стратегия-2030», которая должна убедить горожан в том, что еще как минимум 15 лет – до 2030 года – обитатели Смольного будут последовательны в своих планах развития города.
А ныне на федеральном уровне рождена «Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года». Вернее, еще не вполне стратегия, а ее проект. И читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» уже неоднократно интересовались ее содержанием: надо же быть готовыми ко всему.
«Шапошная» прибавка к пенсии никогда не бывает лишней.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Печальная очевидность
Обширнейший документ – более 50 страниц – начинается с констатации общеизвестных истин: мол, по оценкам экспертов, к 2050 году доля лиц пожилого возраста в мире составит 22 процента от численности всего населения планеты. Отечественные тенденции старения, конечно же, тоже всем известны. Но когда цифры и факты собраны в одной главе, это, знаете ли, производит сильное впечатление и действительно вселяет чувство тревоги.
В 2002 году, как гласит стратегия, в РФ было 29,8 миллиона пенсионеров, в начале 2014-го – 33,8 миллиона. Четверть населения! И дело на этом не остановится: по среднему варианту прогноза Росстата, к началу 2021 года доля пенсионеров в России достигнет 26,7 процента – 39,5 миллиона человек.
Никуда не делся и привычный для России баланс (вернее, дисбаланс) между количеством женщин и мужчин. По-умному это называется гендерной диспропорцией. На начало 2014 года на 1000 пенсионеров приходилось 1869 пенсионерок. И при этом увеличивается продолжительность жизни. У мужчин: 2007 год – 61,46 года, в 2013 году – 65,13 года. У женщин: 2007 год – 74,02 года, 2013-й – 76,30 года.
Признавая демографические и прочие проблемы, стратегия (на протяжении семи страниц) констатирует, что государством предприняты все возможные усилия, чтобы пожилым людям жилось лучше, легче, веселее, активнее и здоровее. Список мер велик. Это и выплата пенсий, пособий, социальных доплат, предоставление льгот всех видов – транспортных, жилищных, лекарственных, лечебных, санаторных и прочих... Отдельно упомянуто также, что в России действует особая система доставки пенсии – по выбору гражданина: от перечисления на карточный счет до доставки денег на дом почтой.
Особым достижением признается ранний возраст выхода на пенсию: для женщин – с 55 лет, для мужчин – с 60. И – ни слова, ни намека на необходимость повысить этот возраст. Наоборот, в проекте стратегии говорится о сохранении традиционного для России пенсионного возраста «с одновременным применением стимулов для принятия добровольного решения выйти на пенсию позже». Стимул – это повышающий коэффициент к пенсии за каждый дополнительный год работы.
Умалчивает стратегия и о каких-то изменениях в отношении работающих пенсионеров. И хорошо, что умалчивает. Значит, государство признает (во всяком случае пока) право человека одновременно получать и пенсию, и зарплату. Сейчас в России каждый второй пенсионер продолжает работать. А из тех, кто не продолжает, более 196 тысяч (по данным Росстата) активно ищут работу. И, как констатирует концепция, испытывают в этом большие трудности.
В развитых странах формальным и неформальным образованием охвачены до 70 – 80 процентов взрослого населения. А в России, признает стратегия, этот показатель существенно ниже – около 30 процентов. Но необходимые меры уже приняты и вот-вот сработают. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) ввел право гражданина на обучение в течение всей жизни. Осталось теперь понять, как создать условия для реализации этого права.
Вот условия для занятий спортом, говорят, уже почти созданы – занимайтесь, пожалуйста. Правда, систематически занимаются, как констатирует проект, всего 3 процента граждан старше 60 лет. Чтобы как-то стимулировать пожилых, принято решение с 2014 года проводить спартакиаду пенсионеров России, в программу которой включены соревнования по легкой атлетике, плаванию, настольному теннису, пулевой стрельбе, шахматам, волейболу.
Болезнь под грифом R54
Медицинские цифры и факты, приведенные в стратегии, в целом тоже общеизвестны. Множественной хронической патологией, по статистике, страдают около 80 процентов пожилого населения. В основном это болезни кровообращения и глаз. На втором и третьем местах по частоте – онкология и психические расстройства. В среднем у одного пациента в возрасте старше 60 лет обнаруживается набор из четырех-пяти хронических заболеваний.
В этом месте стратегия от статистики переходит к аккуратным выводам. А именно: многолетние показатели говорят, что затраты на медицинскую помощь пациенту в возрасте 70 лет и старше в семь раз превышают стоимость лечения граждан в возрасте от 16 до 64 лет.
Стратегия констатирует, что необходима (цитата) «оптимизация механизмов финансового обеспечения медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования пациентов пожилого возраста». И предлагает для начала усовершенствовать систему коэффициентов. Есть в страховой медицине такой зверь: затраты на лечение (даже еще сложнее – относительная затратоемкость лечения) определяются при помощи коэффициентов. Авторы стратегии уверены, что возраст должен учитываться в этих коэффициентах. Скажем, не просто хронический бронхит, а хронический бронхит, отягченный старостью. Изменить систему коэффициентов – означает внести серьезные коррективы в финансовые отношения между лечебными заведениями и медицинскими страхователями.
Еще одним околомедицинским предложением стратегии является разработка стандарта старости. Ныне в международной системе классификации болезней (МКБ-10) старость значится под кодом R54. Что именно скрывается за этим шифром с точки зрения медицины? Действительно, неплохо было бы понять.
Про лекарственное обеспечение – вскользь: (цитата) «проблема обеспечения пожилых людей лекарствами находится под пристальным вниманием...»
Про робота
и имидж пенсионеров
Чем отличаются длинные и умные документы, так это длиной и умом.
Читаем: «Разработка мер по доведению доходов граждан пожилого возраста до уровня, обеспечивающего среднедушевой доход в размере прожиточного минимума в регионе, в том числе путем возможной комплексной систематизации мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Оказывается, речь о том, что нужно как-то увеличить доход пенсионеров (то ли за счет доплат, то ли за счет устройства всех на посильную работу), чтобы при расчете среднедушевого дохода в целом в регионе выходило никак не меньше прожиточного минимума. То есть разработчики концепции склонны допустить, что ныне в некоторых регионах усредненный доход ниже прожиточного уровня. И увеличение количества денег у пенсионеров может-де подтянуть этот показатель до нормы.
Таких вот заявлений – путаных, неоднозначных, противоречивых – в концепции немало. Так, черным по белому признается, что пенсионеры – главные избиратели страны. И, понимая это, власти реализуют (цитата) «широкий спектр политических, общественных и культурных мероприятий, направленных на содействие формированию положительного представления о гражданах пожилого возраста». Правда, пока такое представление еще не вполне сформировалось, но все в процессе, государство над этим работает. Например, Международный день пожилого человека, проводимый 1 октября, по мнению авторов стратегии, чрезвычайно поднимает имидж пенсионеров...
Немаловажную роль в создании «положительного представления» играют и общественные организации пенсионеров, поддерживаемые государством материально. И поддержка эта, как явствует из стратегии, может быть расширена.
А вообще авторы концепции предлагают всем предприятиям и организациям поработать над улучшением имиджа пенсионеров. К примеру, в проект вписаны малопонятные умозрительные вещи, которые тем не менее обязательно коснутся работников ДК, клубов и прочих культурно-массовых заведений. Ибо предложено разработать показатели «социализирующего влияния культурно-досуговых мероприятий (расширение возможности для самореализации, социальной адаптации)». А ведь у нас если уж появился какой-то показатель, то обязательно найдется кто-то, кто будет проверять и наказывать за его недостижение.
Есть в стратегии и откровенные мечты-мечты. Поставлена задача создания персональных роботов для присмотра за гражданами пожилого возраста, персональных диалоговых устройств для пользователей с нарушениями коммуникативных функций (в т. ч. устройства с интерфейсом «мозг-компьютер», «мозг-глаз-компьютер»).
Сделать хорошее,
преодолев плохое
Понятные и актуальные пункты стратегии не так уж многочисленны. Среди задач – совершенствование всего того, что действует и ныне: модернизация инфраструктуры соцобслуживания, разработка новых критериев нуждаемости в соцуслугах, развитие услуг на дому, которые заменяли бы стационар, создание системы социальных услуг для людей с болезнью Альцгеймера.
Важная мысль: недостаточность средств городского транспорта, которые были бы удобны для пожилых граждан и вообще – для маломобильных категорий населения. Во многие автобусы-троллейбусы невозможно войти, скажем, с костылями или даже с палочкой. А чтобы добраться до сиденья, нужно преодолеть высоченную ступень... В результате далеко не все пожилые граждане и не везде могут свободно передвигаться, вести активный образ жизни.
Отсюда – пункт стратегии: для увеличения производства удобного транспорта государству необходимо компенсировать производителям разницу в стоимости обычных транспортных средств и тех, которые годны для пожилых и инвалидов
Много раз в стратегии повторена мысль, которая и без того уже присутствует в федеральных проектах: создание рынка социальных услуг с привлечением инвесторов и частного бизнеса. Называется – государственно-частное партнерство. Схематично может выглядеть двояко. Первый вариант: частная контора (сеть спецуслуг или дом престарелых) берет небольшую денежку с пожилых клиентов и одновременно – компенсацию от государства. Вариант второй: частная контора берет денежку с пожилых клиентов и получает от государства налоговые льготы и преференции.
Оба варианта фигурируют в концепции как возможные, целесообразные и полезные.
Чрезвычайно полезным планом, очевидно, можно счесть и выявление врачебных участков с преобладанием пожилого населения и введение в них ставки фельдшера с дополнительной подготовкой по гериатрии. Из этого же разряда предложения о создании гериатрических отделений (кабинетов) в поликлиниках, в многопрофильных стационарах, а также – гериатрических центров. В Петербурге, к слову, такой центр имеется и весьма неплохо работает.
И еще важное: создание (или как минимум рассмотрение целесообразности создания) общественных советов по правам пожилых граждан при региональных омбудсменах. Очевидно, что этот пункт не только целесообразен, но и давно перезрел. Надо создавать! Ибо зачастую старики действительно подвергаются если уж не жестокому обращению, то прессингу со стороны выросших детей и внуков. Обратиться им часто не к кому...
Иные цели концепции – сделать все хорошее, преодолев все плохое. А приоритетные направления и вовсе вряд ли покажутся большинству пенсионеров интересными и необходимыми в их повседневной жизни. В них – речь про формы социальной поддержки, про обеспечение доступа к информационным ресурсам; про условия для организации досуга и прочее, прочее...
Чтобы понять, достигнуты ли уже все эти цели, стратегия предлагает проводить регулярную оценку «Индекса благополучия пожилых граждан». На этот самый индекс должны будут влиять множество факторов: от уровня доходов и состояния здоровья до занятости и «охвата культурными мероприятиями». Так что, быть может, через год-другой россиян будут убеждать в том, что жизнь пенсионеров в целом в масштабах государства стала гораздо благополучнее: мол, это наглядно показывают индексы. Ну а то, что конкретным гражданам живется трудно, – это частности, не портящие общей картины.
По данным Организации экономического сотрудничества
и развития, уже к 2020 году в развитых странах
каждому третьему работнику будет старше 50 лет.
Бизнесменам сегодня советуют
учитывать демографическую ситуацию
и сосредоточиться на удовлетворении
потребностей пожилых людей.
И перестать наконец поддерживать «культ молодости».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (5550) от 23.09.2015.
Комментарии