Стальные тройки ОЖД

Мы часто пишем об износе парка в метро, трамваях и автобусах. Но каждую минуту на свои маршруты выходят поезда, ведомые электровозами и тепловозами. От их работы зависит безопасность движения, при этом парк локомотивов изношен на 69%. Впрочем, в последнее время мы своими глазами можем увидеть, что на железнодорожных ветках появились абсолютно новые «стальные кони».

Стальные тройки ОЖД | ФОТО предоставлено пресс-службой Октябрьской железной дороги

ФОТО предоставлено пресс-службой Октябрьской железной дороги

Современные поезда в представлении большинства из нас – скоростные «Сапсаны», «Аллегро» и «Ласточки». Электровозы, тянущие за собой километровые грузовые составы, редко приковывают взгляд простого горожанина. Так было до недавнего времени, пока мимо платформ электричек не стали проноситься электровозные «тройки» – локомотивы 3ЭС4К, состоящие из трех секций. Старожилы помнят, что в 1960 – 1980-е годы на Октябрьской магистрали работали «стальные тройки» электровозов ВЛ23 – это считалось инновацией, способной увеличить грузопоток. Однако после его падения в 1990-х длинным локомотивным сплоткам достойной работы не нашлось.

Она появилась в наши дни, когда трехсекционные «Дончаки» стали возить в Финляндию тяжелые составы с нефтепродуктами. Эти «тройки» заменят тяжеловозы ВЛ15, которые скоро выйдут на пенсию.

«Дончаки» не единственные «стальные гусеницы» на ОЖД. Впервые за много лет на Октябрьской дороге выйдут в рейс трехсекционные тепловозы 3ТЭ116У. На них ляжет груз доставки цистерн с нефтепродуктами из Мги в Ивангород. Ранее на ОЖД работали тепловозные «тройки» 3М62, перевозившие руду и камень в скалистой Карелии. Но возраст этих машин тоже предпенсионный.

Тепловозные «гусеницы» (как их шутливо называют фанаты) часто используются в мировой железнодорожной практике. Например, в США и Австралии двухкилометровые составы с рудой могут тянуть шесть локомотивов. Это выгоднее, чем разбивать поезда. Но в России подобный опыт еще только внедряется. Пионерами стали горные регионы страны, и вот теперь очередь дошла и до равнинной Ленинградской области.

«Локомотивный комплекс – это ключевой элемент в бесперебойном перевозочном процессе», – отметил глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров, выступая на Новочеркасском электровозостроительном заводе. По его словам, с момента основания компании уровень износа локомотивов снизился с 85 до 69%. Только за 5 лет, с 2011-го по 2015 год, приобретено 2949 новых локомотивов на сумму более 308 млрд рублей.

Помимо «стальных гусениц» на наши магистрали вышли полностью отечественные тепловозы 2ТЭ25КМ (Брянский машиностроительный завод), газомоторные локомотивы ГТ1h (Людиновский тепловозостроительный завод). Впервые за много лет обновился модельный ряд маневровых тепловозов – это брянский ТЭМ19 и людиновский ТЭМ7А. Обе эти модели представлены на самой современной сортировочной станции России Лужская в Усть-Луге. А электровозы Новочеркасского электровозостроительного завода ЭП20, созданные для скоростных пассажирских перевозок, когда-нибудь заменят своих чешских предшественников.

«Дальнейшее обновление парка будет происходить в условиях уменьшения государственной поддержки РЖД и снижения компанией тарифной нагрузки на экономику», – подчеркнул Олег Белозеров. При этом средства, которые железнодорожники вкладывают в обновление парка, предоставляются на возвратной основе. В 2016 году на закупку тягового подвижного состава ОАО «РЖД» уже привлекло займы на 25 млрд рублей.

Еще одна любопытная деталь: в закупке тепло- и электровозов российские железнодорожники будут делать ставку на контракты жизненного цикла, а не приобретение отдельных машин. Это позволит четче планировать расходы на эксплуатацию локомотивов.

Инвестиционной программой ОАО «РЖД» на 2016 год предусмотрено 69,5 млрд рублей на закупку тягового подвижного состава. Всего планируется приобрести 507 новых локомотивов, из них 253 электровоза и 254 тепловоза. Всего в парке компании в настоящее время более 20 тыс. локомотивов. Для сравнения: в I полугодии 2016 года на закупку локомотивов было направлено 32,5 млрд рублей, что хватило на 123 электровоза и 123 тепловоза.

Так что, коротая время на платформе, мы все чаще будем видеть «стальные тройки» с иголочки, бодро тянущие составы с тысячами тонн грузов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (5749) от 22.07.2016.


Комментарии