«Спецназ» с большой дороги

«Спокойно, работает Следственный комитет!» – такая фраза, произнесенная мужчиной в форменной одежде, наверняка вгонит в ступор любого. А если рядом с этим мужчиной – широкоплечие бойцы в масках, черной форме спецназа и с автоматами в руках, не подчиниться им просто невозможно. Никому и в голову не придет, что это могут быть бандиты. На что, собственно, и был расчет дерзких злоумышленников, разыгрывавших сей спектакль. Эти люди свято уверовали в свою безнаказанность. Тем не менее сегодня они обживают тюремные нары с перспективой провести вдали от красивой жизни немало лет.

«Спецназ» с большой дороги | ФОТО Brian-A-Jackson/shutterstock.com

ФОТО Brian-A-Jackson/shutterstock.com

Подарок из Дубая

В сентябре 2013 года перед оперативниками ОРЧ-5 (подразделение по борьбе с оргпреступностью) питерского угрозыска предстали двое проживающих в Петербурге граждан Азербайджана – Замиг Вахид оглы Магомедли и Эльчин Эльман Вердиев. За две недели до того в аэропорту «Пулково-2» они встречали родственника Магомедли, прилетающего из Дубая. Тот был состоятельным человеком, решил помочь родне и вез с собой сумку, в которой находились 2,5 миллиона долларов. Эти деньги Магомедли, по его словам, намеревался вложить в бизнес и покупку недвижимости.

Получив сумку, Магомедли вышел на улицу, и в этот момент за его спиной, взвизгнув тормозами, остановился черный микроавтобус с тонированными стеклами. Из него высыпали вооруженные люди в облачении спецназовцев, за ними вышел человек в синей прокурорской форме. Магомедли сбили с ног, положили на асфальт лицом вниз, руки за спиной сковали наручниками. Магомедли затолкали в автобус, и тот рванул с места.

В пути пленника обыскали, отобрав находившиеся при нем деньги, документы и мобильный телефон, а потом высадили прямо на дороге в районе Шушар. Естественно, уже без сумки.

Вердиев, остававшийся на парковке и потому не видевший похищения, начал звонить Магомедли, но тот не отвечал. А вскоре тот позвонил сам – с телефона случайного прохожего...

В рассказе этом многое вызывало сомнения. Прежде всего личности самих заявителей. Уж очень не похожи были эти люди в поношенной одежде и стоптанных ботинках на тех, кто собирается потратить миллионы долларов. И почему они не обратились в полицию сразу, а ждали две недели? Не потому ли, что знали: за это время истекает срок хранения записей на полицейских камерах видеонаблюдения, установленных в аэропорту, и теперь их слова уже никак проверить невозможно?

К тому же они давали довольно смутные показания – «не помнили», например, номера мобильных телефонов, с которыми ехали на встречу. Отказались также сообщить данные владельца денег из Эмиратов. Были все основания полагать, что дело попахивает инсценировкой.

Как удалось выяснить оперативникам, деньги эти принадлежали одному из владельцев петербургской овощебазы. Через Дубай он просто-напросто отмывал «черный нал». Дальше, однако, двинуться не удалось. Материалы проверки у оперативников... отобрали. Увы, ситуация для наших правоохранителей нередкая – раскрыть красивое дело и получить за это поощрение от начальства хочется всем.


Кувалдой по стеклу

Трудно поверить, но факт остается фактом: материалы по дерзкому (и, несомненно, тяжкому) преступлению почти год путешествовали по разным полицейским инстанциям, при этом так и не превратившись даже в уголовное дело! Между тем можно было с уверенностью предположить: если преступникам такое сошло с рук, они наверняка попробуют подобный «подвиг» повторить. И это, разумеется, случилось.

15 июля 2014 года уже в новый аэропорт «Пулково» снова прибыл курьер с деньгами из Дубая. На этот раз его встречали не двое сомнительных азербайджанцев, а сотрудники охранной фирмы на бронированной инкассаторской машине. Она заехала на пандус для встречающих, водитель остался за рулем, а двое его коллег прошли в зал прибытия. На этот раз курьер, доставивший деньги, направился к машине вместе с охранником. Второй охранник шел поодаль, наблюдая за обстановкой. К счастью, злоумышленники его не заметили, и потому он всю картину похищения видел со стороны.

На пандус влетел автобус «Форд транзит», из него высыпали «спецназовцы» в масках. Один из них подскочил к инкассаторской машине и попытался кувалдой разбить бронированное стекло со стороны водителя. Тот не стал испытывать судьбу и вышел сам, оставив в кабине служебный пистолет.

Его и охранников с деньгами положили на землю. «Представитель Следственного комитета» в синей форме сказал «успокоительную» фразу, потом пленников затолкали в автобус, там стянули руки пластиковыми жгутами, надели на головы мешки. Выбросили их на Волхонском шоссе. На этот раз добычей злоумышленников стали 1,5 миллиона долларов.

Охранник, избежавший похищения, вызвал полицию. Но стражи порядка только развели руками. Оказалось, что в недавно открытом аэропорту еще не успели установить видеокамеры наблюдения и раскрыть преступление по «горячим следам» нечего было и мечтать.

Материал проверки снова попал к оперативникам из ОРЧ-5. Там подняли архивы, отработали огромный массив совершенных за последние 10 лет преступлений, в которых использовалась милицейская форма. Проверили и всех, кто задерживался за последние годы в связи с совершением преступлений в районе аэропорта «Пулково». Провели еще массу мероприятий, о которых посторонним знать необязательно. Уголовное дело по факту нападения принял к производству Следственный комитет. Через несколько месяцев в поле зрения оперативников из ОРЧ-5, к которым подключились их коллеги из ФСБ и УФСИН, попала группа людей, профессионально занимавшихся разбойными нападениями.


Арсенал на даче

Лидерами группы, по полученным данным, являлись 30-летний Виталий Самсонов и 33-летний Игорь Хлудков. Первый официально числился владельцем авторемонтной мастерской, второй служил охранником в одном из питерских ЧОПов. Но расходы их явно не соответствовали доходам – жили на широкую ногу, ездили на дорогих машинах «Бентли», а их сожительницы – на «Инфинити».

Среди «спецназовцев» были бывший оперуполномоченный 44-го отдела милиции ранее судимый Антон Куликов и действующий сотрудник спецназа УФСИН Павел Григорьев. Именно он, как удалось выяснить, играл роль следователя. Изобличить его помогли и сотрудники его ведомства, с самого начала участвовавшие в расследовании.

30 октября прошлого года были задержаны первые шесть членов группы, в том числе и ее лидеры. Найденное у них на обысках превзошло все ожидания. В автомастерской Самсонова были обнаружены шесть пистолетов, около полутора тысяч патронов к ним, корпуса от гранат, пистолеты-пулеметы и взрывчатые вещества. На даче у Григорьева – три пистолета, три автомата, патроны и вся спецназовская амуниция: черная форма, ботинки-берцы, шапки-маски. Там же хранилась и форма «следователя» – фуражка, рубашка и галстук.

Лидеры группы от показаний отказались, сославшись на 51-ю статью Конституции. Но остальные в той или иной степени пошли на сотрудничество со следствием. Из их показаний в совокупности с уже имеющейся информацией удалось восстановить всю «механику» совершения дерзких налетов.

Подготовка каждой из операций занимала до полугода. Изначально авторам преступной схемы было известно лишь то, что рейсом из Дубая регулярно прилетают курьеры с крупными суммами денег. Члены группы месяцами ездили в аэропорт, наблюдали действия курьеров и встречающих. «Сценарий» отрабатывался скрупулезно и потом разыгрывался как по нотам. Одни наблюдатели вели машину, направлявшуюся в аэропорт за деньгами (есть сведения, что во втором эпизоде к этой машине даже был прикреплен специальный радиомаячок). Другие отслеживали человека, получившего деньги. В нужный момент они давали сигнал лидеру, который вместе со «спецназовцами» сидел в припаркованном неподалеку автобусе.


Повязан галстуком

В процессе следствия к эпизодам в аэропорту прибавились два других, ранее неизвестных. Оказалось, что еще в 2012 году группа опробовала схему со «спецназом», совершив разбойное нападение на перевозчиков денег некоего ООО «Балтийская звезда».

Автомобиль «Рено», где ехали трое охранников с двумя мешками денег (по разным данным, от 8 до 10 миллионов рублей), на Шафировском проспекте был протаранен мощным «БМВ». Оттуда выскочили четыре человека в черной форме с пистолетами в руках. Один них разбил стекло «Рено», охранников вытащили из салона, бросили на землю...

Уходить с деньгами налетчикам, правда, пришлось на своих ногах – их машина после удара не завелась. Это бегство зафиксировала видеокамера ближайшей автозаправки. Но качество съемки оказалось очень плохим. Иных следов преступления полиции найти не удалось, и дело повисло «глухарем».

Таким же «глухарем» было дело по похищению бизнесмена Мигулева. Когда он выезжал из своего дома в поселке Новосаратовка, его машине перегородила дорогу другая. Оттуда вышли люди в форме, затолкали его к себе в салон, надели на голову мешок, сковали руки наручниками. Вскоре машина остановилась, пленника завели в какое-то помещение (теперь уже известно, что это был гараж дачи Григорьева) и за цепь от наручников привязали к спускавшейся с потолка веревке, так что он вынужден был стоять с поднятыми вверх руками.

Мигулеву стали угрожать, требуя выдать 100 миллионов рублей. После долгих торгов сошлись на 50 миллионах. Пленника, связанного, с мешком на голове, выбросили на дороге, оставив в его руке записку с номером банковского счета. Счет, однако, оказался заграничный, и по нему никого вычислить так и не удалось до сих пор.

Как собрать доказательную базу по эпизодам двух-трехлетней давности? Ведь никаких вещественных доказательств не осталось. Есть лишь слова – показания потерпевших и части подозреваемых. Кого-то из последних, увы, не удалось установить, трое скрылись и находятся в розыске. Более того (что уж, кажется, совсем необъяснимо), заинтересованности в результатах расследования почему-то не проявляют и сами потерпевшие. Регулярно приходят на все следственные действия лишь Магомедли и Вердиев. Ограбленные в 2012 году охранники под разными предлогами встреч со следствием избегают.

В деле – десятки допросов, очных ставок, разнообразных действий на местах преступлений. Увы, почти нет опознаний – злоумышленники, кроме Григорьева, работали в масках. Но спасают современные методы расследования.

– По делу проведено более ста экспертиз, – рассказывает следователь по особо важным делам питерского управления Следственного комитета РФ Иван Стасенко. – Еще 28 сейчас идут. Среди них – трассологические, дактилоскопические, баллистические, биологические. Последние, например, дали возможность установить наличие частиц эпителия (микроскопических следов кожи) конкретных обвиняемых на изъятых предметах спецназовской формы. «Прокурорский» галстук, в котором, по нашим данным, Григорьев разыгрывал «сотрудника Следственного комитета», теперь четко к нему «привязан». В совокупности с другими доказательствами это уличает его практически неопровержимо.

Остаются, однако, и вопросы. Например, откуда взялся весь этот внушительный арсенал? Ни один из стволов нигде раньше не «светился». Может быть, они контрабандой завезены из-за границы? Был ли на самом деле «крот», сообщавший налетчикам о курьерах с деньгами? Есть смысл повнимательнее присмотреться и к происхождению огромных сумм, поступающих из Дубая. Но ответы на эти вопросы, вероятно, предстоит искать уже в ходе других расследований.

От редакции. 25 июля отмечается День сотрудника органов следствия Российской Федерации. Коллектив «Санкт-Петербургских ведомостей» поздравляет сотрудников Следственного комитета с их профессиональным праздником и желает успехов в их нелегком труде.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (5506) от 23.07.2015.


Комментарии