Сожитель пролетает мимо кассы

При капитализме у каждого свой счет – неважно, в браке состоят люди или нет. Сейчас в России, как и на Западе, даже в ресторанах муж и жена порой платят по отдельности – у каждого своя зарплата и счет в банке. Если речь заходит о владении недвижимостью, между законными супругами споров не возникает. Они либо покупают квартиру в долях, будучи уверены, что после смерти муж или жена унаследует имущество по закону. Но как не потерять недвижимость, если партнеры не прошли через загс? Могут ли гражданские мужья и жены вообще претендовать на совместно нажитый капитал? Об этом нашему обозревателю рассказал петербургский нотариус Алексей КОМАРОВ.

Сожитель пролетает мимо кассы | ФОТО eelnosiva/shutterstock.com

ФОТО eelnosiva/shutterstock.com

Плата за выверт

– Алексей Викторович, как называть людей, которые создали семью без оформления брака?

– С точки зрения Семейного кодекса РФ (статья 10) брак заключается в органах записи гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня, когда такая запись делается. Таким образом, мужчина и женщина, которые живут вместе даже десятилетия без регистрации, перед законом друг другу никто.


– Многие почему-то считают, что, если незарегистрированное сожительство продолжалось много лет, оно приобретает законную силу...

– Эта легенда со своей предысторией. В СССР до 1944 года к законному приравнивался так называемый незарегистрированный фактический брак. В войну, когда миллионы мужчин были оторваны от дома, это порождало споры. Например, в случае гибели – кто вдова (а значит, имеет право на пенсию), а кто – нет. В результате государство, что называется, навело порядок. Законным стал только один – официальный – брак. Это положение сохраняется до сих пор, ничего не изменилось.


– Люди часто пользуются термином «гражданский брак». Выходит, он некорректен?

– В русском языке по историческим причинам произошел любопытный выверт. До революции 1917 года браки, а также рождения, смерти регистрировались в религиозных общинах. Кстати, по этой причине формально в брак не могли вступить люди, исповедующие разные религии, а полным атеистам в правовой системе вообще не было места. В то же время в европейских странах эту проблему решили просто – отдали регистрацию актов состояния гражданским властям. Наши же соотечественники в девятнадцатом веке видели, что, например, во Франции люди в законный брак вступают, а в церкви не венчаются.

Поэтому, если кто-то из подданных Российской империи начинал жить семейной жизнью, но не оформлял этот союз, то называл его деликатно «гражданским браком». Сложился языковой стереотип: есть брак настоящий, он же законный, а есть гражданский. После ленинского декрета об отделении государства от церкви законным стал брак, заключенный в загсе (отделе записей актов гражданского состояния), который раньше назывался гражданским. А религиозный превратился просто в красивый обряд, не имеющий никакой правовой силы.

Но языковая традиция оказалась сильнее здравого смысла. К тому же как называть гражданских супругов? Сожителями, как в полицейском протоколе? Так, конечно, точнее, но ведь люди обидятся...


Под властью чека

– Как же делить имущество сожителей?

– Совместное проживание не влечет за собой возникновения совместной собственности. Если возникают имущественные споры, применять положения Семейного кодекса РФ, определяющие правовой режим имущества супругов, не получится. Ситуация регулируется нормами Гражданского кодекса РФ. Точнее, статьями 244 и 245, где говорится об общей собственности, выраженной в долях.

Если речь идет о достаточно дорогой собственности, права на которую оформляются на конкретное лицо (земля, жилье, автомобили, ценные бумаги, депозиты в банках), то другому гражданскому супругу необходимо доказать, что он участвовал в создании этого имущества. А значит – предоставить суду чеки, квитанции, платежные поручения об оплате тех или иных покупок со своего расчетного счета.

Отдельно придется устанавливать дату, когда началась совместная жизнь. Хорошо, если, допустим, госпожа А. зарегистрировалась в квартире, принадлежащей господину Б., пять лет назад. Если же они эту пятилетку занимали съемные углы (причем без официальных договоров с владельцами жилья), то задача усложняется.


– Допустим, все траты будут подтверждены банковскими документами с четким указанием назначения платежа...

– Тогда суды приходят к выводу о том, что при создании такого имущества стороны вкладывают свой труд и средства. Значит, могут претендовать на него в зависимости от того, сколько было вложено денег в его покупку. Часть определяется в зависимости от суммы вложений, подтвержденных документально.

Сравните это с разделом имущества между настоящими супругами со штампом в паспорте. Их доли в праве собственности вне зависимости от указания лишь одного супруга в праве собственности будут считаться равными, если иное не оговорено в брачном контракте. Получается, что, «не желая обременять себя бумагами» в виде свидетельства о браке, люди потом обременяют себя другими, гораздо более сложно добываемыми бумагами в десятикратном объеме.


– Может ли брачный контракт помочь гражданским супругам?

– Нет. Брачный контракт касается только законных супругов. Кстати, по закону, если брачный контракт подписан до регистрации в загсе, он считается действующим только с момента государственной регистрации брака.


– Если один из сожителей внезапно умрет, возникнет ли право на наследство у его гражданской половины?

– Закон определят два основания наследования: по завещанию и в силу закона (по родству). В силу закона могут наследовать только родственники. Так как сожители, как мы уже сказали, не являются в глазах Семейного кодекса РФ мужем и женой, то никакого права на наследство по родству у них нет. Завещание может быть составлено на любое лицо. И хорошо, что россияне все чаще составляют завещания, это избавляет наследников от достаточно неприятных споров.

Действительно, любой практикующий в этой области юрист расскажет много трагических историй. Как жили молодые, уверенные в завтрашнем дне люди, строили планы. Любили друг друга, верили в себя. Документов не оформляли – зачем? И вот авария или преступление, один трагический миг.

Неформальный отец семейства погиб, судьба не дала ему времени написать и заверить завещание. Его подруга приходит домой, а на пороге стоит, допустим, двоюродная сестра новопреставленного, по документам – его ближайшая родственница и задает вопрос: «Девушка, а что вы вообще делаете в уже фактически моей квартире? Пожалуйста, покиньте помещение, только ничего из него не выносите, я послежу».


Внезапный наследник

– Как в таких неформальных семьях защищаются интересы детей?

– Если лица проживали в гражданском браке и у них родился ребенок, то «супруги» имеют возможность либо не указывать отца ребенка в документах, либо (что то же самое) записать его фамилию в свидетельство о рождении со слов матери. Даже если мать на 100% уверена, кто стал отцом ребенка, такая запись носит лишь информационный характер и не порождает никаких правоотношений, в том числе наследственных между биологическим отцом и ребенком.


– Можно ли сыну или дочери претендовать на наследство своего гражданского отца?

– Надо доказать факт отцовства. Возможно, проводить сложные дорогостоящие экспертизы. Этого можно избежать, если не состоящие в браке родители новорожденного добровольно оформляют в загсе документы, что являются отцом и матерью. Третий вариант – когда отец жив, но ребенка не признает, а мать требует алиментов. В этом случае начинается суд, проводится медицинская генетическая экспертиза.

Если отцовство установлено в законном порядке (неважно, добровольно или через суд), то ребенок, родившийся вне брака, имеет те же права на наследство и на алименты, как и ребенок, появившийся на свет в законной семье. Дискриминации российский закон не допускает.

Но если отцовство признано, то женщина, родившая без штампа в паспорте, не имеет права получать льготы как мать-одиночка. Возможно, в желании обрести эти льготы и кроется секрет популярности гражданских браков в наши дни.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (5375) от 13.01.2015.


Комментарии