Главная городская газета

«Социология» с колбасным уклоном

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
«Социология» с колбасным уклоном | ФОТО Kesu /shutterstock.com

ФОТО Kesu /shutterstock.com

– Здравствуйте, вас беспокоит консалтинговое агентство. Мы проводим социологический опрос по поводу продуктов питания... Звонки подобного рода с недавних пор приходят на мой домашний телефон с пугающей регулярностью. Утром, днем и вечером. В будни, выходные и праздники. Неведомые социологи, похоже, вовсе не отдыхают.

Но и я, признаюсь, не бездельничаю и лишнего времени для праздных разговоров не имею. А, закончив работу, иногда желаю использовать свое конституционное право на отдых и совсем не стремлюсь беседовать с незнакомыми людьми о своих продуктовых и иных предпочтениях. По телефону не видно, настоящие ли это социологи или жулики. Непонятно, как они распорядятся полученной от меня информацией. И самое главное, пустись я с ними в разговор, не возьмут ли меня на заметку и не сделают ли в дальнейшем своим постоянным респондентом...

В первый раз, услышав фразу о соцопросе, я ответил вежливым отказом. Во второй – отказал раздраженно. В третий – просто бросил трубку. В четвертый – задумался: а что это вообще такое? Кто дал право на такую бесцеремонность?

Заметьте, откуда эти люди взяли мой телефон, я уже не спрашиваю. В свое время, когда атаке рекламщиков подвергся мой мобильник, я провел маленькое исследование. Не поленился и обзвонил все указанные в SMS адреса. Большая часть опрошенных мною на голубом глазу ответила, что мой номер выпал путем случайного перебора. Разумеется, мои собеседники не обязаны были знать, что когда-то, учась в солидном вузе, я проходил теорию вероятности. Оставшихся с тех пор знаний хватило, чтобы понять элементарное: четыре раза подряд в течение недели одни и те же семь цифр в одном и том же порядке случайно выпасть не могут. Поэтому я больше поверил тем немногим, которые сознались: мой номер они взяли из каких-то им неведомых баз данных.

Разумеется, доказать здесь ничего невозможно. И «социологов», понятно, раскалывать на это дело нет никакого смысла. Тем более что эти ребята, скорее всего, вообще маленькие пешки в большой игре. Их наняли какие-нибудь колбасно-сосисочные короли, чтобы узнать, как изменились пристрастия покупателей в связи с последними экономическими трудностями.

Держимся ли мы, допустим, за буженину или уже переключились на «Докторскую»? На сколько дней нам удается растянуть килограмм сосисок и какие сорта мы предпочитаем? Ну и, понятно, сориентировавшись в ситуации, король может грамотнее скорректировать производственный план – какой продукции выпустить побольше, а какую притормозить.

В связи с этим сильно подозреваю, что к социологии данные опросы отношение имеют очень косвенное, и название сей солидной науки сюда пристегнуто лишь для того, чтобы лучше навесить гражданам на уши лапши. Потому доморощенным «социологам» явно неведомо, что настоящие представители этого цеха к своим респондентам относятся поистине трепетно.

Еще в марте 1987 года VI Всесоюзная конференция Советской социологической ассоциации приняла Профессиональный кодекс социолога. Российское общество социологов, созданное в 1991 году, следование ему подтвердило. Так вот там, в разделе «Респонденты и обследуемые» черным по белому написано: «Закон социологической деятельности – не допускать использование методов, техники, процедур, ущемляющих достоинство личности респондентов (обследуемых), их интересы». Не сомневаюсь, что авторы кодекса бесцеремонное вторжение в частную жизнь граждан посредством телефонной линии, даже с научными целями, вряд ли сочли бы этичным.

Понимаю, что выгляжу наивно. И даже несовременно. Какое достоинство личности?! Какие такие ее интересы?! На дно идем, спасаться надо! Да если нам приспичит, мы из этой чертовой личности душу вытрясем! Ночью вынем ее из кровати, прижмем к стене и спросим: «Говори, гад, какую колбасу покупаешь?! Какие сосиски жрешь?!».

«Маркетинговая социология» никакими законами не регламентируется. Мне можно звонить хоть каждые пять минут. Вежливо здороваться, извиняться, услышав мой отказ, и... снова звонить. И это по меньшей мере странно. Ведь, для того чтобы кто-либо на законных основаниях имел право зайти ко мне в квартиру против моей воли, нужны обстоятельства чрезвычайные. Пожар, авария, явные подозрения в совершенном или совершающемся преступлении.

А войти «через телефон» в любое время дня и ночи без каких-либо экстренных причин и безо всякого моего согласия – пожалуйста. Не пора ли нашим законодателям задуматься о «телефонном праве»? Не в том, которое принято связывать с коррупцией, а в том, которое обеспечит гражданам покой в стенах своих квартир.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook