Солдаты «овощной войны»
Одно время было очень модным заявлять, что-де у преступника национальности нет. Потом пришлось уточнить: да, Уголовный кодекс один для всех, но этническая преступность существует. Она живет по своим понятиям, часто опирающимся на «законы гор», в которых господствуют родо-племенные отношения. Более того, существуют целые национальные анклавы, куда правоохранители без крайней необходимости предпочитают не наведываться. Один из них - Софийская овощебаза, по некоторым данным, прокручивающая через себя 70% фруктово-овощного импорта России. Этот бизнес приносит фантастические деньги. А вокруг них кипят страсти - вымогательства, похищения людей, жестокие избиения и даже убийства.
Иллюстрация pixabay.com
Заманить... на похороны
43-летний продавец Софийской овощебазы Маариф Исмаилов слыл человеком абсолютно мирным. 20 июня 2016 года он и его коллеги в ожидании очередной фуры с товаром сидели на ящиках рядом со складом и пили чай. Неожиданно из-за угла здания раздались выстрелы. Маариф упал на асфальт, его товарищи бросились врассыпную. К упавшему же подошел человек в надвинутой на глаза бейсболке и с пистолетом в руке. Сделал несколько выстрелов в упор и рванул к выходу.
Преступника остановил охранник овощебазы Иван Зинченко, бросившийся на вооруженного преступника буквально с голыми руками. Тот ткнул ему в живот пистолетом (на футболке у Ивана потом остался даже след от ствола), нажал на курок...
К счастью, в пистолете уже не было патронов. Зинченко свалил противника на землю, и уже через секунду на него набросились подбежавшие соплеменники убитого. Если бы не подоспевшие вовремя сотрудники полиции, дело могло кончиться еще одним убийством. А так обошлось телесными повреждениями средней тяжести.
Задержанным оказался Эмиль Гусейнов, 1989 года рождения, не работающий, ранее не судимый, в недавнем прошлом... оперативник наркоконтроля (ныне, напомним, этой организации уже не существует).
Судя по его словам, совершить убийство ему предложил его знакомый Афган Алиев. Человек этот еще недавно проходил по делу о разбойных нападениях вместе с известным криминальным авторитетом Эльчином Исмаиловым (он же - Эльчин Ленкоранский, он же - Эльчин Питерский), который являлся родным братом убитого. Спасая себя, Алиев заключил досудебное соглашение со следствием, дал показания на всю команду и получил неслыханно мягкий условный приговор.
Как уверял задержанный, убить первоначально предполагалось именно Эльчина, на тот момент (тоже удивительное дело!) освобожденного судом из-под ареста, а потом уехавшего в Москву. Но как выманить его в Питер? И тогда Алиев с Гусейновым придумали поражающий своей циничностью план: надо покалечить его брата Маарифа. Эльчин приедет на разборки, а тут его и шлепнут... По зрелом размышлении, однако, решили действовать наверняка: не покалечить, а убить. На похороны Эльчин уж примчится точно.
Алиева задержали 28 июня. Показания его были путаными. Да, хотел убить Эльчина, потому что боялся его мести. Зачем Гусейнов завалил его брата, не понимает...
- Понадобилось несколько месяцев кропотливой работы, чтобы отделить в его словах правду от лжи, - рассказывает следователь по особо важным делам питерского ГУ Следственного комитета Илья Хигер. - Пришлось проанализировать огромное количество телефонных соединений, перевести с азербайджанского материалы переписки задержанных. Сопоставив это со всей имеющейся информацией, мы получили четкую картину происшедшего. Разумеется, к убийству Маарифа Алиев имел самое непосредственное отношение. Но замысел был не его. Следы повели к Вусалу Аскерову, мелкому предпринимателю, связанному с Софийской овощебазой...
Государство в государстве
Как раз в тот период Аскеров проходил в качестве потерпевшего по делу о вымогательстве и похищении человека. Наша газета подробно описывала эту ситуацию в статье «Рэкет с восточным уклоном» от 12 января нынешнего года (правда, по просьбе следствия фамилии потерпевших мы изменили). Автор статьи выражал тогда недоумение поразительной лояльностью правоохранительных органов по отношению к деятельности организованных преступных группировок, долгие годы действующих на территории Софийской овощебазы.
Сегодня она, как известно, является крупнейшим центром оптовой и мелкооптовой торговли на Северо-Западе. На ее территории расположены 35 складов общей площадью около 100 тысяч квадратных метров, где работают 200 арендаторов. В сутки туда прибывает около 2000 грузовиков, ежедневный оборот продукции составляет сотни тонн.
Время от времени всплывает разная информация: то об огромном количестве работающих там нелегалов, то о гигантских суммах «черного нала», а то и даже о связях с террористами.
- Судя по всему, большая часть совершаемых там преступлений не выходит за пределы этого «государства в государстве», - утверждает руководитель отдела по расследованию особо важных дел питерского ГУ Следственного комитета Юрий Яшков. - Поэтому точной картины происходящего там нет ни у кого. Достоянием гласности становится лишь то, что невозможно скрыть. Но в результате наших усилий сегодня «снята с пробега» организованная преступная группа Новруза Мамедова, многие годы терроризировавшая работников базы. Да, уголовная преступность, по нашим данным, там осталась, но она, скорее всего, носит уже неорганизованный характер.
Криминальные доходы извлекаются многими способами. По имеющимся сведениям, «дань» платят не только арендаторы-продавцы, но и частные извозчики, которые «таксуют» возле рынка. Ежемесячная плата достигает от 2 до 3 тысяч рублей с машины. Некоторое время назад здесь, неподалеку от склада № 24, работал небольшой винно-водочный завод, где мигранты разливали «паленку». Говорят, что цистерны со спиртом до сих пор благополучно прибывают на базу.
Время от времени правоохранители проводят здесь обыски большегрузных фур - и не только для того, чтобы обнаружить незаконно прибывающих на базу нелегалов, но и для борьбы с другой, более опасной, проблемой - наркотрафиком. Громких дел, однако, пока не слышно - злые языки говорят, что водители большегрузов для этого ежемесячно «отстегивают» определенные суммы силовикам из местного РУВД.
Еще один способ получения дохода - допуск к продаже некондиционных товаров. Жалобы горожан на то, что на Софийской овощебазе под видом нормальных продуктов продаются кормовые сорта картофеля, свеклы и других корнеплодов, можно найти на многочисленных городских форумах. Объем продаж некондиции тут может достигать 250 миллионов рублей за сезон.
Сегодня жертва, завтра преступник
- Софийская овощебаза стала сегодня настоящим преступным гнездом, - говорит замруководителя питерского ГУ Следственного комитета Дмитрий Иванов. - Реальную опасность представляет и все возрастающее влияние ее «теневой экономики» на жизнь города. В каждом пучке зелени, который мы покупаем на рынке, скорее всего, есть копеечка, получаемая преступниками. Да и сама царящая на базе атмосфера не может оставить нас равнодушными. Кое-кто, наверное, скажет: дескать, пусть эти нацмены мочат друг друга, не наше дело. Но этнические преступные группировки угрожают и самим петербуржцам. Грабежи, разбои, наркотики, мошенничество, так или иначе связанные с «пришельцами с юга», - все это мы почти ежедневно видим в полицейских сводках...
Добавим: и по возбужденным по таким деяниям уголовным делам. Но вот парадокс: число дел множится, а криминогенная ситуация на Софийской овощебазе лучше не становится. На месте одной преступной группы возникает другая, преступники и жертвы то и дело меняются ролями.
10 апреля нынешнего года Аскеров выступал в суде в качестве потерпевшего. А на следующий день его задержали по подозрению в организации убийства Маарифа и подготовке к убийству Эльчина. Он долго не запирался, дал весь расклад. Заказ на убийство Эльчина поступил именно ему. Судя по всему, тот перешел дорогу одному из московских авторитетов. На всю операцию была выделена сумма 8,5 миллиона рублей. Аскеров поставил задачу Алиеву, тот - Гусейнову.
Гусейнов свою потенциальную жертву в лицо не знал. Аскеров, с Маарифом хорошо знакомый, сам явился на овощебазу. Оттуда сигналы к действию шли от него по цепочке: Алиев - Гусейнов.
Разумеется, всем троим сейчас не позавидуешь: они стали врагами сразу двух криминальных авторитетов - питерского и московского. Дело в отношении столичного заказчика выделено в отдельное производство.
Эльчин ожидает приговора за разбои и ездит в суд на бронированном автомобиле с охраной. По делу же о подготовке его убийства он будет проходить в качестве потерпевшего. Для тех, кто эту акцию готовил, самое надежное - скрыться от его мести в тюремной камере. Впрочем, Исмаилову есть с кем сводить счеты и кроме них - в декабре 2016-го в Азербайджане был в упор расстрелян из автомата другой его брат Фариз. Не исключено, что и это отголоски питерской «овощной войны».
Похоже, сводки с «софийского фронта» мы будем получать еще долго...
Комментарии