Снизить уровень информационного шума

Разговор о грядущих кардинальных переменах на рынке наружной рекламы с главой комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Сергеем СЕРЕЗЛЕЕВЫМ начался с практических испытаний: журналисты «СПб ведомостей» протестировали новый онлайн-сервис, анонсированный Смольным еще в апреле. Этот ресурс позволяет любому горожанину моментально проверить, разрешена ли установка и эксплуатация рекламных и информационных конструкций на конкретных зданиях Петербурга. Прежде чем задавать гостю вопросы на болезненную и сопровождаемую в последнее время нескончаемыми конфликтами тему наружной рекламы, «Санкт-Петербургские ведомости» внесли в предлагаемый бланк заявки четыре адреса с наиболее громоздкими и диссонирующими с окружающей действительностью вывесками в центре города неподалеку от редакции. В итоге если не от сайта, то от руководителя комитета мы получили более чем исчерпывающие ответы...

Снизить уровень информационного шума | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Сергей Григорьевич, первое впечатление от сервиса двойственное. С одной стороны, сам факт его появления по-человечески порадовал: у горожан появилась возможность проверить, какие из обвесивших их дома вывесок «законные», а какие – нет, и в случае чего пожаловаться. С другой разобраться непросто: в ответ на введенный адрес ресурс открывает список разрешенных конструкций с фирмами-получателями разрешений – и все. Без указания содержания, описания местоположения, без картинки...

– Мы задумали этот сервис, чтобы сделать максимально доступной для любого горожанина информацию о законности размещения конструкций. И сделать таким образом петербуржцев своими добровольными помощниками. Думаю, многим захочется посмотреть на свои дома, оценить загруженность рекламой и информацией, проявив гражданскую позицию. Речь идет о любых рекламно-информационных конструкциях независимо от их размеров, но пока только о тех, которые размещены на зданиях и сооружениях. Запуская этот онлайн-ресурс, мы как раз и хотели инициировать массовое общественное порицание подобных раздражающих жителей и уродующих город явлений. Ведь если интересующий вас дом в списке не найден, но на нем тем не менее установлены информационные, рекламные конструкции или материалы, вы можете оставить заявку на проверку адреса, заполнив свои контактные данные и сведения о конструкции (есть возможность прикрепить к заявке и фото объекта).

И цифры говорят сами за себя. По результатам проводимой статистики использования этого сервиса за период менее чем четыре месяца количество заходов на сервис составило более 7000.

Этот сервис – лишь одно из звеньев цепи – той политики в отношении рекламы и информации, которую мы сейчас проводим. Кроме него мы подготовили еще две опции. С 8 июня 2015 года расширены функциональные возможности сервиса. Теперь на сервисе можно получить не только выданные комитетом разрешения на рекламные конструкции и информационные объекты, но и выданные комитетом предписания на демонтаж рекламных конструкций, установленных без разрешительных документов. Данную информацию в ближайшее время комитет усовершенствует, подключив визуализацию – либо описание конструкции, либо ее изображение.

Также планируется в скором времени вывешивать списки фирм-нарушителей, которые мы привлекаем к административной ответственности. Думаю, это подстегнет к исправлению ситуации серьезные, пекущиеся о своей репутации компании.


– Каково реальное соотношение законных и незаконных конструкций на стенах и крышах петербургских зданий?

– Еще в 2011 – 2012 годах мы проанализировали положение дел на Лиговском проспекте. Обнаружили на нем около сотни согласованных информационных конструкций и около 800 несогласованных, то есть установленных незаконно. Соотношение 1 к 8. Сегодня в электронную базу внесено около 22 тысяч разрешений. В целом же в Петербурге насчитывается около 65 тысяч только информационных конструкций. Плюс 12 тысяч рекламных...


– В чем разница? И те и другие могут быть одинаково раздражающими, уродливыми или, наоборот, полезными и гармоничными...

– Реклама и информация – мало- пересекающиеся вещи. На Невском проспекте – процентов на 90 информация. Крышная установка на Невском проспекте, 100, о которой вы запрашивали сервис, – реклама (владельцу выдано предписание на демонтаж, срок исполнения в августе). А конструкции на пересечении Невского и Марата – вывеска и дополнительная консоль «Шоколадницы» – информация, но ее здесь явный перебор. Некоторые предприниматели злоупотребляют консолями, могут развесить их по три штуки на 50 метрах фасада, поэтому серьезные изменения в законодательстве, а речь идет об опубликованном 21 июля 576-м постановлении правительства Санкт-Петербурга, произошли в том числе в части размещения консольных вывесок. Их количество в городе теперь явно станет меньше.


– Эти правила стали более жесткими по сравнению с действующими в других городах и регионах?

– Петербург – особый город. Это музей под открытым небом. А потому процесс размещения наружной рекламы и информации нуждается в жестком регулировании.

Наш комитет получил эти полномочия в 2012 году, они определены в постановлении правительства Санкт-Петербурга о порядке выдачи разрешений на информационные конструкции (раньше наши коллеги из КГА просто выдавали компаниям архитектурно-планировочные задания).

Но мы столкнулись с тем, что петербургские предприниматели не спешат получать разрешения. Развешивают информацию по своему желанию и представлению безо всяких согласований.


– Наверное, пройти согласование сложно и дорого?

– Выдача разрешений – услуга бесплатная, организованная по принципу одного окна. Компания-заявитель приносит пакет документов, мы сами все согласовываем с КГА и КГИОП и другими исполнительными органами государственной власти и выдаем разрешение либо отказ. Сейчас механизм отлажен, очереди (а они в первый год-полтора действительно были) ликвидированы, согласование занимает не более двух месяцев. Заметно упрощен порядок подачи документов. Для сравнения: в апреле 2013 года мы выдали около 120 разрешений, в апреле 2014-го – полторы тысячи.

Как я уже упомянул ранее, 21 июля опубликовано постановление правительства Санкт-Петербурга # 576, которым внесены изменения не только в правила размещения информационных конструкций, но и в порядок подачи заявителем пакета документов. Он упрощен. Разрешения теперь выдаются не на три, а на пять лет. Срок рассмотрения документов сокращен до месяца, если речь идет о продлении разрешения, при этом согласование ИОГВ осуществляется в течение 7 дней вместо 15. В перспективе (возможно, уже в конце года) перейдем на электронный документооборот. Также заявители теперь могут получать разрешения самостоятельно, то есть сами проводить согласования в КГА и КГИОП. Иными словами, максимально упрощен путь для предпринимателей, которые хотят вести бизнес честно, прозрачно, законно.


– А что будет с теми, кто не хочет?

– Полномочия по регулированию установки информационных конструкций отданы субъектам РФ. То есть мы можем штрафовать нарушителей и уже занимаемся этим. 26 июля вступил в силу закон Санкт-Петербурга «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». Эти изменения дают нам право привлекать к административной ответственности не только за установку информационной конструкции, но и за ее эксплуатацию. Штраф за такие правонарушения предусмотрен законодательством в размере от 30 тыс. до 100 тыс. рублей. После вступления в силу нового закона штрафы можно будет выписывать при неустранении нарушений хоть еженедельно, так что бизнесу ничего не останется, кроме как подчиниться закону. За 2014 год мы выставили подобных штрафов на 12 млн руб., теперь, полагаю, будем выявлять и привлекать к ответственности не менее чем на 40 млн руб. в месяц. Но замечу: штраф не самоцель. Мы хотим таким образом навести порядок на улицах нашего прекрасного города, снизив уровень информационного шума в разы, и создать предпосылки для легальной работы бизнеса. Мы заставим предпринимателей действовать в правовом поле.


– А если они нарушили по незнанию? Если готовы исправиться?

– Мы составляем протокол и назначаем дату рассмотрения дела. Если предприниматель за это время подает пакет документов на согласование своей конструкции, законодатель позволяет нам просто вынести предупреждение без назначения штрафа. Сегодня мы максимально стараемся донести до людей: если ваша информационная конструкция не согласована, не ждите штрафа, легализуйте бизнес сейчас.


– Недобросовестные владельцы информационных и рекламных конструкций – это в основном мелкие разнопрофильные компании?

– Необязательно. Самый яркий тому пример – компания «Баттерфляй», размещающая афишные стенды с информацией о концертах и развлекательных мероприятиях на зданиях и сооружениях. У нее нет на это разрешений. За полгода мы демонтировали около 450 их афишных стендов. В последнее время, получив предписание, компания на какое-то время снимает свою афишу в ожидании проверки, а затем вешает обратно...


– И какие ваши действия?

– Демонтаж незаконно установленной конструкции происходит по определенной процедуре. Мы должны направить предписание собственнику. Подождать 30 дней. Если он не демонтировал ее сам, направляем предписание собственнику здания, где она закреплена. Ждем еще 30 дней. Только после этого законодатель дает нам право демонтировать конструкцию самостоятельно. То есть 60 дней даже пойманный за руку нарушитель незаконно зарабатывает на этой рекламе деньги. Как правило, ему достаточно месяца, чтобы отбить свои расходы на установку... Это «черное рекламирование», которым занимаются у нас многие. При этом не разбирают – на новом доме разместить рекламу или на историческом здании.


– Но демонтаж все же идет?

– Да. В 2014 году санкт-петербургским государственным казенным учреждением «Городская реклама и информация» демонтировано 12 744 незаконно установленных рекламных конструкции. Самых разных – от метрового винила до крышных установок. На эту работу было потрачено около 9 млн рублей. Демонтировав незаконную рекламную конструкцию, мы возвращаем ее владельцу и предлагаем возместить наши расходы. Если отказывается, взыскиваем через суд. Но у нас, к сожалению, нет полномочий штрафовать за незаконную рекламу – федеральным законом они переданы полиции.

Раньше, когда мы могли и демонтировать и штрафовать, работа шла куда эффективнее. Получив предписание, клиент понимал: немалый штраф неизбежен (для юридического лица он предусмотрен в размере от 500 тыс. рублей до миллиона). Теперь информацию о злостных нарушителях мы в течение всего 2014 года направляли в полицию, но, к сожалению, правоохранители не всегда эффективно реагируют на такие вопросы. У них и без незаконной рекламы есть чем заниматься... В итоге из 2,5 тыс. наших сообщений полиция отработала всего около сотни. Причем привлекали к ответственности не юридических лиц, а должностных. Штраф для них ограничен 3 тысячами рублей.


– Выходит, с рекламой, облепившей город, как колтуны и струпья – тело прекрасного благородного животного, бороться в принципе невозможно? ГКУ будет снимать конструкции, затрачивая силы и бюджетные средства, а владельцы – развешивать вновь. Власть бессильна?

– Надеюсь, что это не так. В феврале мы подготовили свои предложения по внесению изменений в федеральный закон по делегированию этих полномочий исполнительным органам власти наравне с полицией. Согласовали свою позицию в комиссии по законности ЗакСа, с ГИБДД. Нас все поддержали. К сожалению, в первом чтении проект не прошел. Почему депутаты его отклонили, необходимо спросить у депутатов. Но мы попросили ЗакС вернуться к этой теме. Я готов выступить, дать все разъяснения. Городу очень нужен этот рычаг для наведения порядка.


– Как-то на глаза журналисту «СПб ведомостей» попался список из трех десятков адресов зданий в историческом центре, на которых развешана раздражающая глаз и чувства реклама. Ее владельцы получили разрешение на размещение от комитета по печати и взаимодействию со СМИ – притом что ранее КГА и КГИОП отказались ее согласовывать. Невский, Сенная, Лиговский, Робеспьера, Московский, Каменноостровский, Литейный... Как так получилось?

– Я не хочу сейчас обсуждать то, что происходило до моего прихода на эту должность. Скажу только: мы пытались судиться по поводу этих адресов, к сожалению, суд нас не поддержал. Но существует инструмент общественного регулирования: аннулировать разрешения мы сможем, если такое решение примут собственники зданий.


– Есть прецеденты?

– Да. Так, в марте мы получили информацию от товарищества собственников жилья о том, что оно расторгают договор с компанией, установившей телевизионный экран на крыше его дома на площади Восстания. Как организация, выдающая разрешения, мы обязаны автоматически признать разрешение недействительным. Предписание демонтировать экран уже ушло к его владельцам, мы также уведомили полицию и прокуратуру. Подобная ситуация – на Каменноостровском, 38. Уже демонтированы крышная установка спортивного магазина на Красногвардейской площади, конструкции на универмаге «Московский» на площади Победы, на Московском проспекте, на Английской набережной...

Эти примеры могут и должны сподвигнуть людей к принятию определенных решений. Например, подтолкнуть владельцев гостиницы «Октябрьская» к мысли о неуместности логотипа банка рядом со словами «Город-герой Ленинград»...


– А что со схемой размещения рекламных конструкций, о которую в прошлом году властью и компаниями – операторами рекламы было сломано столько копий?

– Схема размещения их в Петербурге, принятая в апреле 2014 года, существует и действует, предусматривая наличие в городе 9,7 тыс. рекламных мест (разрабатывая ее, мы убрали около 5 тысяч мест, в основном из исторического центра). Недавно Госдумой были приняты изменения в Закон о рекламе, касающиеся объектов культурного наследия и их территорий, где запрещается устанавливать рекламные конструкции. Эти поправки уменьшили наш список еще на 308 мест.


– Но камнем преткновения для реализации схемы, помнится, стал ГОСТ, по которому размещать рекламу в центре Петербурга оказывается вообще нереально. Нет у нас таких мест, которые бы удовлетворяли его требованиям...

– И не только в центре. Если руководствоваться ГОСТ, принятым в России в 2003 году, у нас из 9,7 тысячи мест останется не более полусотни. Тогда ни о каком рынке рекламы говорить нельзя вообще.

По мнению ГИБДД, ГОСТ является обязательным для исполнения. С другой стороны, у нас есть нормативный акт в виде схемы, вступающий в противоречие с ГОСТ. Из-за неразрешимости этой коллизии на уровне субъекта мы не стали пока выставлять предусмотренные схемой рекламные места в Петербурге на торги. Но и уничтожать отрасль, в которой заняты около 5 тыс. человек, приносящую бюджету города 900 млн рублей ежегодно, никто не собирается.


– Что же делать? Продолжать не обращать внимание на суперстрогости ГОСТ, как это делалось начиная с 2003-го?

За 2013 – 2014 гг. в России было проведено не менее 320 торгов, аукционов и конкурсов по распределению рекламных мест. Подход действительно был у всех единый: на ГОСТ не обращали внимания. Точнее, договаривались между собой «о терминологии» – руководство городов, ГИБДД, прокуратура единодушно отнесли ГОСТовские требования к категории рекомендательных. Но это палка о двух концах, и однажды она может ударить больно.


– А в Петербурге каковы объем и перспективы этого рынка?

– Мы оценивали свой рынок в 12 млрд рублей. Изначально мы также планировали провести открытый аукцион, на который собирались прийти не только петербургские, но и московские игроки. Это, безусловно, привело бы к повышению цены – до 25 – 27 млрд рублей за 10 лет (то есть ориентировочно 2,7 млрд в год). Нас остановила ситуация с ГОСТ.


– И это опять-таки ситуация не петербургская, а федеральная. Какие у нее перспективы по разрешению?

– 19 февраля губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко направил письмо в правительство РФ. На мартовском совещании в правительстве с участием многих субъектов, контролирующих органов и ФАС прозвучало: ГОСТ, конечно, требует изменения. Однако прежде необходимо провести серьезные аналитические, социологические и научные исследования, после чего выносить вопрос о внесении изменений на уровень правительства. Нельзя сказать, что у всех на этом совещании было единое мнение: у силовиков своя позиция, у рекламщиков своя, у нас своя... Эта работа должна завершиться к сентябрю.

31 марта губернатор принял решение: пока не будут внесены изменения в ГОСТ, мы накладываем мораторий на демонтаж рекламных конструкций (договоры-то закончились уже у всех), но этот мораторий распространяется только на тех операторов, кто платит в бюджет за фактическое использование территории города в коммерческих целях. И силовики, и руководители рекламных компаний проинформированы о работе, которую сейчас ведет наше правительство.


– И как отреагировали операторы? С пониманием?

– Некоторые, к сожалению, истолковали коллизию по-своему, решив – нет договора, не нужно и платить. И вместо запланированных 900 млн рублей поступлений от наружной рекламы мы получили в бюджет всего 600. Практически вся недополученная треть приходится на некоторые группы компаний.

Задолженность по прошлому году была у многих, но в настоящее время все операторы подписали графики ее погашения. Правила установлены, операторы их услышали, условия на данный момент выполняются.


– Несмотря на все законодательные несовершенства и ловушки, какие планы по наведению порядка на стенах и улицах у комитета в этом году?

– Сейчас в городе насчитывается около 12 тыс. рекламных конструкций, будем потихоньку приходить к требуемым 9,7 тысячи. В бюджете на демонтажи заложено 15 млн рублей. При этом мы ждем активной информационной помощи не только от жителей, но и от ТСЖ, предприятий жилкомсервиса, которые должны следить за своими фасадами.

Тут есть один существенный момент: штрафы за незаконно установленную рекламу получает городская казна, а по информационным конструкциям – бюджеты муниципалитетов. И это могут быть большие деньги. А значит, муниципальные образования материально заинтересованы в выявлении нарушений.

Все это – онлайн-сервисы и изменения в региональном законодательстве – должно «выстрелить» в ближайшие недели. Я думаю, к сентябрю мы сможем подвести некоторые итоги и оценить эффективность новых инструментов по вовлечению горожан в деятельность по избавлению Петербурга от избыточного информационно-рекламного шума.

Подготовила Инесса ЮШКОВСКАЯ



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (5509) от 28.07.2015.


Комментарии