Случайная жертва

Как одним озером поступились ради другого

В поселке Курголово Кингисеппского района прошли публичные слушания по проекту нового генплана. Спустя четыре года после начала активного противостояния местных жителей и администрации в связи с застройкой Курголовского леса аппетиты властей только увеличились. Теперь под строительство коттеджей собираются отдать практически последние поселковые лесные массивы, а за зеленую зону для прогулок выдать болото. При этом проектировщики «не заметили» 200-метровую водоохранную зону. Жители поселка обеспокоены: новый генплан, по их мнению, прямое нарушение Лесного и Водного кодексов и очередное наступление на Кургальский заказник – водно-болотные угодья международного значения.

Случайная жертва | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

– Сегодня в поселке проживают 16 человек, по нашим данным, численность увеличится до 80 человек, – бодро сообщает пришедшим на слушания жителям руководитель проекта генплана Усть-Лужского сельского поселения, представитель института «Ленгипрогор» Николай Кулеш. – Не переживайте, генплан не предполагает расширение границ деревни за счет заказника.

– Значит, рождаемость резко повысится, – смеются пенсионеры.

– Ну, возможно, кто-то сюда переедет... – предполагает Кулеш. – У нас есть территория, которую мы можем как-то использовать. Мы обязаны по нашей проектной численности населения предоставить ее под жилье. Иначе нам не согласуют проект в областном комитете по архитектуре и градостроительству...

Каким образом и с какой целью вдруг в несколько раз увеличится население маленького поселка – непонятно. Местные уверены: все дело в особой привлекательности территории для застройщиков. Правда, в Курголове нет большинства удобств: ни безопасной подъездной дороги, ни газа, ни даже колодцев – жители ездят за водой к роднику в 10 километрах от поселка. Но со всех сторон он окружен лесами Кургальского заказника. Рядом – берег единственного в области соленого озера Липовское, которое через протоку соединяется с Финским заливом. Озеро – основное место нереста и нагула сига, судака, щуки, окуня и другой рыбы...

Существует общая практика: когда создается особо охраняемая природная территория (ООПТ), все населенные пункты, расположенные на землях будущего заказника или заповедника, включаются в охранную зону. Таким образом, территория автоматически становится не доступной для посягательств застройщиков. Однако законодательно это не закреплено. Вот и возникают случаи, как с Курголовом, когда расположенный практически в сердце заказника поселок остался за границей ООПТ.

По новому генплану, застроить коттеджами планируют два участка, где сегодня растет частично сосновый, частично смешанный лес и поле. Земли западнее поселка, территорию бывшего военного городка, определили под туристическую рекреацию. Авторы генплана не оставили без внимания и восточную часть озера Липовское.

– Предполагается отдать его в аренду под туристическую рекреацию с оборудованием пляжей вдоль всего берега. Как нам пояснили в областном комитете по природным ресурсам, «Липовским озером решено пожертвовать, чтобы увести туристов с более ценного Белого озера», – рассказывает житель Курголова и активистка Ирина Барановская. – Непонятно, зачем жертвовать одним ценным водоемом ради другого, когда можно просто обеспечить надлежащую охрану заказника, режимом которого и так запрещен палаточный туризм!

– Берег озера и прилегающие острова – очень ценный участок, который и без того сильно страдает от наплыва дачников и приезжих отдыхающих, – рассказывает научный сотрудник СПбГУ орнитолог Сергей Коузов. – Непосредственно вокруг поселка гнездятся крупные виды сов, зеленый дятел, места обитания которых в результате будут уничтожены. Поблизости от поселка, на островах Кургальского рифа, куда будут лазить отдыхающие, гнездятся лебеди-шипуны, серые гуси и еще видов десять редких водоплавающих птиц. Плюс на участках приморского леса обитают два вида оленей и орлан белохвостый, а они там хотят рекреационную зону устраивать!

Основная часть курголовцев – дачники, которые приезжают сюда из северной столицы. По словам активистов, было сделано все, чтобы петербуржцы на публичные слушания по проекту нового генплана не приехали. Местная администрация назначила мероприятие на середину рабочего дня, жители поселка говорят, что узнали о слушаниях за несколько дней. Выслушать мнение курголовцев не пришли ни депутаты, ни глава Усть-Лужского поселения.

– Приехал молодой специалист «Ленгипрогора», который на любой вопрос жителей отвечал в духе «все согласовано, а остального я не знаю», – рассказывает Ирина Барановская.

По единодушному мнению жителей, проект генплана был разработан с массой нарушений законов, норм экологии и элементарного здравого смысла. Так, при формировании участков для застройки не учтена ЛЭП, в санитарной зоне которой оказались новые участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Не получили люди ответ и на самый главный вопрос: каким образом двухсотметровая водоохранная зона вдоль Липовского озера в генплане уменьшилась до пятидесятиметровой. При этом еще два года назад водоохранная зона была увеличена в связи с высокой ценностью водоема. Тем не менее в ее границах оказались сразу несколько выделенных для ИЖС участков.

– Они покрыты лесом, который автоматически попал под защиту Лесного кодекса, запрещающего капитальное строительство в лесах водоохранных зон, – продолжает Барановская. – Проект освоения этих участков предполагает бурение скважин, что не может быть законным образом согласовано с Роснедрами. Некоторые участки выделены в пойме протоки, соединяющей Финский залив с Липовским озером, которая регулярно затопляется при частых наводнениях.

Согласно проекту генерального плана, лесные массивы, заросшие вековыми соснами, предполагается застроить коттеджами. Зато в качестве «зеленых насаждений общего пользования рекреационного назначения» авторы документа выделили два... заболоченных участка, на которых растет трехметровый тростник.

Борьба жителей с местными властями началась несколько лет назад, когда под застройку был отдан ценный сосново-можжевеловый лесной массив. В проекте планировки и межевания территории, правда, ни о каких столетних деревьях речь не идет. Зато говорится о «малоценной растительности», которой покрыт участок. Был объявлен конкурс, и полтора гектара уникального леса возле Липовского озера – буферную зону между поселком и водоемом – в аренду на пять лет получил некий Евгений Ерохин, предприниматель из Краснодара. За смешную сумму 1 миллион 800 тысяч рублей. Арендатор разделил участок на восемь частей и начал переводить их в собственность. А помогло в этом несовершенство земельного законодательства. На нескольких участках в краткий срок были построены бытовки на сваях с фанерными стенами. И даже если строительство велось незаконно, когда здание уже построено, «дачная амнистия» позволяет достаточно просто зарегистрировать в собственность и его, и участок. Осенью прошлого года жители Курголова находили в Интернете объявления о продаже двух участков общей стоимостью 6,8 миллиона рублей. При этом в администрации Усть-Лужского поселения активистам отвечали, что все законно.

Сегодня жители поселка требуют отозвать аренду и создать лесопарковую зону на месте предназначенных под ИЖС участков. Проект генплана противники застройки Курголовского леса категорически не приняли. Тем не менее после слушаний в местной газете «Восточный берег» появилось сообщение: «Проект генерального плана получил положительную оценку жителей поселения и рекомендуется к утверждению»... Требование создать в водоохранной зоне лесопарк отклонено, так как «участок обременен правами третьих лиц» (имеется в виду та самая аренда). Остальные поданные жителями в письменном виде замечания проигнорированы. Свою позицию курголовцы собираются доказывать в суде.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (5451) от 05.05.2015.


Комментарии