Сквозь льды на шельф

Россия - единственная страна в мире, имеющая свой атомный ледокольный флот, и он совсем скоро пополнится сразу тремя современными судами. Это «Арктика», «Сибирь» и «Урал» - их строят в Петербурге на Балтийском заводе. Головное судно проекта - универсальный двухосадочный ледокол «Арктика» станет самым большим атомоходом в мире.

Сквозь льды на шельф | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как известно, на арктическом шельфе найдены крупные месторождения углеводородов и планируется их активная разработка. Добыча полезных ископаемых в богатых сырьем, но покрытых льдами районах Арктики становится не только более чем перспективной, но и сверхсложной задачей. Обоснованной возможностью нашей страны в утверждении права на освоение ресурсов российского сектора арктического шельфа становится более чем полувековой опыт эксплуатации флотилии атомных ледоколов. Основная миссия строящейся «Арктики» будет заключаться в обеспечении круглогодичной проводки танкеров, сухогрузов и других транспортных судов к местам разработки полезных ископаемых.

Размеры судна впечатляют. Длина - 173 м (больше чем у футбольного поля), ширина - 34 м, высота - 15,2 м. Полное водоизмещение, определяющее его вес, 33,5 тысячи тонн. Атомоход сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая в режиме обычного хода (без набегов!) лед трехметровой толщины - для действующих ледоколов это рекорд.

Важно, что для строительства новых ледоколов используется 95% комплектующих отечественного производства. Так, в качестве «сердца» для головного и серийных ледоколов нового поколения будет работать новейшая двухреакторная установка РИТМ-200. Полная производственная цепочка создания этого атомного двигателя - от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования - организована силами предприятий машиностроительного дивизиона Росатома - АО «Атомэнергомаш». В частности, проектировщиком и комплектным поставщиком основных частей главной энергетической установки ледокола, включающей два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый, выступает входящее в холдинг предприятие «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород). Подмосковный «ЗиО-Подольск» - основной изготовитель корпусного оборудования реакторной установки (на это ушло около 2,5 года). Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занял 8 месяцев, за которые на корпус реактора было наплавлено около 10 тонн антикоррозионной ленты. В настоящее время на заводе уже идет производство реакторной установки для серийного ледокола нового поколения «Сибирь».

«Для производства ледокольных реакторных установок РИТМ-200 были разработаны сразу несколько новых технологий и инструментов, не применявшихся ранее не только в России, но и в мире, - рассказывает генеральный директор по строительству флота госкорпорации «Росатом» Константин Князевский. - Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота. В том числе эти параметры позволили сделать ледокол двухосадочным и обеспечить улучшенные технические характеристики судна по скорости и ледопроходимости. Благодаря двухосадочной конструкции ледокол нового поколения имеет возможность работать как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек».

По словам Константина Князевского, за последние 2 - 3 года «модель эксплуатации ледокольного флота существенно изменилась». Современные ледоколы могут работать на протяжении 9 - 10 месяцев без перерыва.

Перезагрузка ядерного топлива будет происходить один раз в семь лет. Для сравнения: за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс. тонн топлива. Срок службы таких реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона.

Техническая готовность «Арктики», закладка которой состоялась в ноябре 2013 г., на сегодняшний день составляет больше 45%. Его передача заказчику назначена на май 2019 года. Первый серийный ледокол «Сибирь» готов на 30%. Его спуск на воду назначен на конец сентября. Также полным ходом идет строительство второго серийного судна «Урал». Его готовность составляет 8,5%.

Три новых ледокола в первую очередь обеспечат проект по добыче, сжижению и поставкам сжиженного природного газа, который реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения. Доказанные и вероятные запасы газа месторождения, по международным стандартам, составляют 926 млрд кубометров. Уникальное месторасположение полуострова Ямал открывает возможность создать гибкую конкурентоспособную логистическую модель, обеспечивающую круглогодичные поставки природного газа на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

«Но ведь еще есть Новопортовское - самое северное и одно из крупнейших разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений углеводородов. Необходимы ледоколы и для выгрузки каменного угля на Таймыре, - говорит Константин Князевский. - Чтобы обеспечить планируемую государством работу по освоению Арктики и арктических ресурсов в ближайшей перспективе потребность в современных ледоколах будет расти».

Россия к 2035 году может существенно усилить свое присутствие в Арктическом регионе. Соответственно, по данным Минпромторга, потребность в атомных ледоколах к 2035 году в ведомстве оценивают в восемь единиц. С этим учетом осенью правительство рассмотрит новую редакцию госпрограммы развития Арктики, которую подготовило Минэкономразвития.

#Балтийский завод #«Арктика» #атомоход

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны