Главная городская газета

Сквозь льды на шельф

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Сквозь льды на шельф | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Россия - единственная страна в мире, имеющая свой атомный ледокольный флот, и он совсем скоро пополнится сразу тремя современными судами. Это «Арктика», «Сибирь» и «Урал» - их строят в Петербурге на Балтийском заводе. Головное судно проекта - универсальный двухосадочный ледокол «Арктика» станет самым большим атомоходом в мире.

Как известно, на арктическом шельфе найдены крупные месторождения углеводородов и планируется их активная разработка. Добыча полезных ископаемых в богатых сырьем, но покрытых льдами районах Арктики становится не только более чем перспективной, но и сверхсложной задачей. Обоснованной возможностью нашей страны в утверждении права на освоение ресурсов российского сектора арктического шельфа становится более чем полувековой опыт эксплуатации флотилии атомных ледоколов. Основная миссия строящейся «Арктики» будет заключаться в обеспечении круглогодичной проводки танкеров, сухогрузов и других транспортных судов к местам разработки полезных ископаемых.

Размеры судна впечатляют. Длина - 173 м (больше чем у футбольного поля), ширина - 34 м, высота - 15,2 м. Полное водоизмещение, определяющее его вес, 33,5 тысячи тонн. Атомоход сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая в режиме обычного хода (без набегов!) лед трехметровой толщины - для действующих ледоколов это рекорд.

Важно, что для строительства новых ледоколов используется 95% комплектующих отечественного производства. Так, в качестве «сердца» для головного и серийных ледоколов нового поколения будет работать новейшая двухреакторная установка РИТМ-200. Полная производственная цепочка создания этого атомного двигателя - от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования - организована силами предприятий машиностроительного дивизиона Росатома - АО «Атомэнергомаш». В частности, проектировщиком и комплектным поставщиком основных частей главной энергетической установки ледокола, включающей два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый, выступает входящее в холдинг предприятие «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород). Подмосковный «ЗиО-Подольск» - основной изготовитель корпусного оборудования реакторной установки (на это ушло около 2,5 года). Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занял 8 месяцев, за которые на корпус реактора было наплавлено около 10 тонн антикоррозионной ленты. В настоящее время на заводе уже идет производство реакторной установки для серийного ледокола нового поколения «Сибирь».

«Для производства ледокольных реакторных установок РИТМ-200 были разработаны сразу несколько новых технологий и инструментов, не применявшихся ранее не только в России, но и в мире, - рассказывает генеральный директор по строительству флота госкорпорации «Росатом» Константин Князевский. - Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота. В том числе эти параметры позволили сделать ледокол двухосадочным и обеспечить улучшенные технические характеристики судна по скорости и ледопроходимости. Благодаря двухосадочной конструкции ледокол нового поколения имеет возможность работать как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек».

По словам Константина Князевского, за последние 2 - 3 года «модель эксплуатации ледокольного флота существенно изменилась». Современные ледоколы могут работать на протяжении 9 - 10 месяцев без перерыва.

Перезагрузка ядерного топлива будет происходить один раз в семь лет. Для сравнения: за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс. тонн топлива. Срок службы таких реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона.

Техническая готовность «Арктики», закладка которой состоялась в ноябре 2013 г., на сегодняшний день составляет больше 45%. Его передача заказчику назначена на май 2019 года. Первый серийный ледокол «Сибирь» готов на 30%. Его спуск на воду назначен на конец сентября. Также полным ходом идет строительство второго серийного судна «Урал». Его готовность составляет 8,5%.

Три новых ледокола в первую очередь обеспечат проект по добыче, сжижению и поставкам сжиженного природного газа, который реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения. Доказанные и вероятные запасы газа месторождения, по международным стандартам, составляют 926 млрд кубометров. Уникальное месторасположение полуострова Ямал открывает возможность создать гибкую конкурентоспособную логистическую модель, обеспечивающую круглогодичные поставки природного газа на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

«Но ведь еще есть Новопортовское - самое северное и одно из крупнейших разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений углеводородов. Необходимы ледоколы и для выгрузки каменного угля на Таймыре, - говорит Константин Князевский. - Чтобы обеспечить планируемую государством работу по освоению Арктики и арктических ресурсов в ближайшей перспективе потребность в современных ледоколах будет расти».

Россия к 2035 году может существенно усилить свое присутствие в Арктическом регионе. Соответственно, по данным Минпромторга, потребность в атомных ледоколах к 2035 году в ведомстве оценивают в восемь единиц. С этим учетом осенью правительство рассмотрит новую редакцию госпрограммы развития Арктики, которую подготовило Минэкономразвития.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook