Скорая расправа

На сайте Change.org появилась петиция в защиту сотрудников «скорой помощи», уволенных за плохое обращение с пациентом. Ее составили медицинские работники. Они требуют «честного и адекватного» расследования инцидента, произошедшего на улице Кржижановского. На вчерашний день под документом стоят подписи более пяти тысяч человек.

Скорая расправа | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Напомним, что скандальное происшествие произошло глубокой ночью 27 февраля. Наряд службы «03» прибыл по вызову «черепно-мозговая травма» к 29-летнему мужчине. Дальше события развивались как в кино, в прямом смысле слова. Ибо все действия медиков были запечатлены на видеокамеру.

На записи четко видно, что два сотрудника «скорой» – мужчина и женщина – транспортируют пациента в карету «скорой помощи», взяв его за руки и ноги. Преодолев таким образом лестничную клетку, они кладут его на землю, пару раз шлепают какой-то мягкой тряпкой и закидывают в машину.

Сюжет этого короткометражного фильма попал в Сеть и вызвал бурю негодования в среде интернет-пользователей. Масла в огонь подлили СМИ, которые раскрутили эту историю, как страшилку о врачах-убийцах.

Ролик посмотрели и в Минздраве. После чего «полетели головы». Глава ведомства Вероника Скворцова дала поручение Росздравнадзору провести проверку качества оказания медицинской помощи.

Двое фельдшеров подстанции «Скорой медицинской помощи» # 11 были уволены, и на них прокуратура Невского района возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 124 УК РФ («неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного»). Ход его расследования взял под личный контроль прокурор города. А главный врач городской станции «Скорой медицинской помощи» Алексей Бойков принес извинения за действия своих сотрудников и пообещал провести на всех подстанциях города внеочередной инструктаж по медицинской этике. Казалось бы, инцидент исчерпан, дело можно списывать в архив.

Но тут в расследовании появляется одно «но» – виновные себя таковыми не считают и их коллеги с ними солидарны. Более того, петербургские врачи составили петицию, в которой говорится, что «на основании видеозаписи были предъявлены беспочвенные обвинения бригаде «скорой помощи» по поводу «бездушного» отношения к пациенту во время проведения транспортировки его в автомобиль скорой помощи. Также были предъявлены абсолютно беспочвенные обвинения в «неоказании медицинской помощи», что противоречит всем показаниям медиков».

Как выяснилось впоследствии, мужчина, к которому прибыла бригада «скорой помощи», действительно получил незначительные телесные повреждения от своего соседа. Однако угрозу его жизни представляли отнюдь не синяки и ушибы, а сильное алкогольное опьянение, тяжесть которого была близка к критической. Как потом сказали врачи Александровской больницы, куда был доставлен пациент, в крови мужчины находилось более трех промилле алкоголя. Если переводить на доступный язык – это больше литра водки. Она-то, родимая, а не действия фельдшеров, и довела пациента до состояния комы.

И медицинские работники больницы сделали все возможное, чтобы пострадавший не умер от сильнейшей интоксикации. Как оказалось впоследствии, пациент давно имел пристрастие к спиртному, за что и был уволен с работы.

Кроме того, пьяный мужчина вел себя агрессивно, оказывал сопротивление медикам и требовал, чтобы ему «принесли пивка». «Отключился» он лишь в лифте, куда фельдшеры дотащили буйного пациента.

С лестницы они его снесли действительно за руки-ноги, но лишь потому, как написано в петиции, что бригада не была укомплектована носилками (и здесь уже вопрос не к сотрудникам службы, а к руководству). Но даже если бы носилки и были, то развернуться с ними на узкой лесенке было бы невозможно. И, как говорят эксперты, медикам частенько приходится просить соседей помочь транспортировать больных на руках. Здесь же на помощь бригаде не пришла ни одна живая душа. Конечно, бригада могла послать сигнал SOS крепким ребятам из МЧС, но тогда врачи Александровской больницы вряд ли смогли бы спасти больного от алкогольного отравления. Так что бригада приняла верное решение – транспортировать пациента на руках.

Также на камере хорошо видно, что бригада «скорой помощи» была в составе двух человек, один из которых – женщина. «Прежде чем делать скоропостижные выводы, следует ознакомиться с результатами экспертизы рабочих мест на данной станции. Так, если для рабочего места не установлена такая категория вредности, как «тяжелый физический труд», то работник-мужчина не должен поднимать в одиночку более 30 кг. Если имеется первая степень вредности, допускается подъем тяжестей до 35 кг, в случае второй степени – до 50 кг», – пишут врачи. Удары «тряпкой» авторы текста называют попыткой привести пациента в чувство. «Данную процедуру не запрещается производить людям с нарушением сознания, вследствие чего просим признать это медицинским мероприятием», – говорится в сообщении. «Данный прецедент не является поводом для возбуждения уголовного дела или поводом для наказания других медицинских работников. Бригада «скорой помощи» не нарушила ни один из законов УК РФ», – считают врачи и просят «тщательно расследовать ситуацию».

Неожиданно за уволенных сотрудников вступилась и вице-губернатор Ольга Казанская, которая считает, что врачи «скорой» не должны выполнять функцию вытрезвителя на колесах. «Мы будем обращаться с предложением, чтобы эти функции были выведены за пределы бесплатного здравоохранения», – подчеркнула вице-губернатор.

Есть еще одна сторона медали, которую высветил инцидент.

Приказом Минздрава # 388 из штатного расписания выездных бригад убраны санитары. А теперь представьте ситуацию, когда фельдшер-водитель не может оставить машину без присмотра и на вызов идет одна женщина-врач. Как она сможет донести пациента до машины? А ведь петербургская служба «03» на 75 процентов укомплектована именно представительницами слабого пола. И именно им приходится справляться с неадекватными, агрессивными пьяными или «обколотыми» пациентами. А о том, сколько врачей «скорой» стали жертвами агрессивных пациентов, мы уже писали. Только за 2013 год на них было совершено более 70 нападений.

Так что прав главный врач городской станции «Скорой медицинской помощи» Алексей Бойко, который отметил, что ситуация очередной раз демонстрирует несовершенство приказа Минздрава.

И, наверное, не стоит сгоряча рубить головы тех, кому помимо спасения жизней еще приходится выполнять функции полиции и санитаров-грузчиков. Как и СМИ в погоне «за жареным» – торопиться с приговором.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (5414) от 11.03.2015.


Комментарии