Скользкая тема

В Ленинградской области проходит профилактический рейд «Снегоход». Представители Гостехнадзора вместе с сотрудниками ГИМС, ГИБДД и МЧС России проверяют у владельцев снегоходов регистрационные документы, техническое состояние транспортных средств и наличие прав на управление. Однако армия любителей гонок по ледяной Ладоге не хочет подчиняться законам, которые, к сожалению, давно устарели.

Скользкая тема | ФОТО Александра ЧИЖЕНКА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра ЧИЖЕНКА/ИНТЕРПРЕСС

Операция «Снегоход» ежегодно проводится в феврале в акватории Онежского и Ладожского озер, Финского залива, а также в лесных массивах вблизи населенных пунктов Ленинградской области, в местах, где собирается основная масса рыбаков и любителей погонять на снегоходах. Несмотря на то что это полноценные транспортные средства, требующие регистрации, основная масса владельцев снегоходов этого признавать не хочет.

Если подобное транспортное средство поставлено на учет, то, как правило, оно не имеет подтверждения технического осмотра. При этом у водителя снегохода нет допуска к управлению внедорожными транспортными средствами - удостоверения тракториста-машиниста с открытой категорией А I.

На сегодня в органах Гостехнадзора 47-го региона зарегистрировано пять тысяч снегоходов, из которых на технический осмотр представлено всего 1% техники. Остальные транспортные средства их владельцы эксплуатируют, нарушая закон. Развлекаются на льду в основном петербуржцы. А местные жители занимаются сервисом, обеспечивая дорогим гостям комфортные условия отдыха.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить одно из излюбленных мест любителей зимней рыбалки и гонок на снегоходах - деревню Кобона, которая расположилась на берегу Ладожского озера в устье реки Кобонки.

Местные умельцы приделывают к снегоходам самодельные прицепы, которые вмещают пять-шесть «безлошадных» рыбаков. Стоимость проезда до рыбных мест по льду на таком «такси» 300 рублей с человека. Кто имеет собственный транспорт, лихо выезжает на лед сам. Несмотря на то что выезд любых транспортных средств на лед запрещен, зимнюю гладь Ладоги в сезон можно сравнить с Невским проспектом.

Чего здесь только нет. Кроме традиционных снегоходов и мини-снегоходов не так давно на льду прижились мотобуксировки (мотосани или мотонарты), которые в народе окрестили «мотособаками». Есть здесь и всевозможные самоделки, которым трудно придумать название. Особенно эффектно смотрятся трициклы или каракаты, собранные на основе старых отечественных мотоциклов, на которых вместо одного заднего колеса красуются два огромных уазовских баллона.

Первое, что бросается в глаза, - почти все транспортные средства без номерных знаков, с помощью которых можно было бы в случае чего их идентифицировать. Впрочем, статистикой несчастных случаев на льду здесь никто толком не занимается. Происшествия со снегоходами, если дело не доходит до смертельных случаев, не идентифицируются, так как они не относятся к разряду ДТП. И только местные жители ведут свою статистику разбитых и утопленных машин, а также вытащенных из ледяных полыней безбашенных владельцев техники. И такая статистика не всегда положительная.

«Этой зимой ледовая обстановка не очень хорошая, много промоин. Вот только на прошлой неделе очередной снегоход утопили. Водитель и пассажир чудом выбрались из воды, но обледенели изрядно, если бы я за ними не поехал, то конец бы им был, - рассказывает местный водитель «такси по льду» Николай. - Чаще всего попадаются новички, которые только что приобрели снегоход. А так чего только на льду не бывает. У пожилых людей сердце прихватывает. Некоторые детей с собой тащат на лед, потом звонят, просят, чтобы забрал».

«Несмотря на то что мототехника небольшая, она достаточно мощная, может развивать скорость больше 100 км в час, - подтверждает сотрудник Гостехнадзора Евгений Караванов. - Соответственно, при неумелом обращении может нанести ущерб здоровью и жизни не только ее владельцу, но и окружающим. Тем более надо учесть, что многие управляют этими машинами в нетрезвом состоянии».

Так почему же люди, которые приобрели такие дорогие игрушки (минимальная цена снегохода начинается от 500 тысяч рублей), отказываются их регистрировать и платить налоги, которые составляют всего 2000 - 2500 в год? Да и процедура постановки техники на учет благодаря МФЦ сегодня максимально проста и занимает всего 15 - 20 минут. Техосмотр в наши дни тоже проходить легко. Машину не надо никуда везти, достаточно подать заявку и заплатить госпошлину в Интернете.

Что касается получения прав на управление снегоходами (удостоверения тракториста-машиниста категории А1), то обучение и экзамены проходят в подразделениях Гостехнадзора. Стоимость - в пределах 8000 - 9000 рублей. А сам курс обучения занимает две недели.

Почти все нарушители прикрываются путаницей, которая в последнее время охватила отечественный рынок этих специфичных транспортных средств. Взять, к примеру, недавно появившиеся на нем мотосани.

Подходим к пожилому мужчине, который увлеченно собирает новенькую «мотособаку» от известного еще с советских времен российского производителя снегоходов - автора легендарных «Бурана» и «Тайги».

«А вы знаете, что эту технику надо ставить на учет? Что права на нее нужны?» - интересуется инспектор Гостехнадзора.

«Мне в магазине на мотобуксировщик дали лишь инструкцию сборки и эксплуатации. А вот о ПТС и речи не было. А раз ПТС нет, то и регистрировать нечего, - искренне удивляется владелец техники. - Да и в рекламном ролике было сказано, что на мотобуксировщик в отличие от снегохода не нужно никакой регистрации, а для ее управления не требуется водительских прав. Поэтому его и выбрал».

«Производители и продавцы этой техники в маркетинговых целях вводят потребителей в заблуждение, убеждая их, что это мотоблок, - объяснил начальник межрайонной инспекции управления Ленинградской области по государственному техническому надзору и контролю Дмитрий Келембет. - Однако регистрации не подлежат лишь совсем «игрушечные» транспортные средства с объемом двигателя до 50 куб. см. А мотобуксировщик под мотоблок не подвести. Во-первых, скорость мотоблока не более 4 км в час. Во-вторых, мотоблок это одноосное средство передвижения, у мотобуксировщика - две оси. Следовательно, он по всем характеристикам подходит под определение транспортного средства».

Более того, с каждым годом в продаже появляются все более мощные модели мотобуксировщиков. Если у первых образцов объем двигателя не позволял развивать скорость более 5 км в час, то сейчас отдельные модели мотобуксировщиков оснащаются двигателем объемом 300 и более куб. см, что позволяет разгоняться до 20 - 30 км в час и выше. Кстати, даже китайцы, поставляя в нашу страну аналоги данной техники, снабжают ее полным комплектом документов. Это можно объяснить тем, что при пересечении границы правила обойти сложнее.

Еще одна проблема в том, что у представителей Гостехнадзора в предъявлении к нарушителям претензии нет полноценных полномочий. Они имеют право проверять наличие у водителей снегоходов необходимых документов, однако останавливать их не могут. Поэтому приходится привлекать в эти рейды сотрудников ГИБДД. Но и они имеют право работать только на дорогах, а замерзшее озеро, если это не специально обозначенные ледовые переправы, не считается дорогой.

И, конечно, самое уязвимое место - штрафы. Когда нарушителям, владеющим дорогостоящей техникой, выписывают штраф за отсутствие регистрации от 1500 до 2000 тысяч, а за непройденный технический осмотр 300 рублей, они смеются.

#снегоходы #транспорт #права и обязанности

Комментарии