Складчина по-водски

В старинной деревне Лужицы (Кингисеппский район) прошел традиционный праздник древних жителей нашей земли «Лужицкая складчина». Вожане – древнейшие жители южного берега Финского залива, первое письменное упоминание о которых относится к 1069 году и связано с походом полоцкого князя Всеслава против Новгорода.

Складчина по-водски  | Для Валентины Бабкиной сохранение истории родной земли стало делом жизни.<br>ФОТО АВТОРА

Для Валентины Бабкиной сохранение истории родной земли стало делом жизни.
ФОТО АВТОРА

В течение столетий, сначала в Новгородском, а затем и Московском государстве невские земли входили в состав административной единицы, носившей название Водская пятина, которое тоже связано с древним народом, некогда многочисленным. Во время праздника жители Лужиц также отметили 515-ю годовщину своего поселения. Ведь именно к 1500 году относится первое письменное упоминание Лужиц в переписной книге Водской пятины...

Над поляной на краю соснового бора рядом с Государственным флагом России развевается флаг вожан. Два синих клина на белом поле символизируют воды Финского залива и Чудского озера, белый треугольник – землю вожан. В центре флага – красный крест, символизирующий веру и память предков. Собравшихся на водском языке приветствует жительница Лужиц Зинаида Андреевна Савельева. Праздничную программу начинает ансамбль «Вожанка», исполнивший народные песни.

«По данным последней переписи населения, в Ленобласти живут 63 человека, назвавших себя вожанами. К сожалению, сегодня водский народ является одним из самых малочисленных в Ленобласти. В настоящее время вожане живут в двух деревнях – Лужицах и Краколье», – рассказывает старший научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН Мехмет Муслимов, один из лучших знатоков водского языка.

За последние годы в Лужицах и Санкт-Петербурге не раз проводились курсы языка, выпущены прекрасные учебники и самоучители, водские книжки-раскраски для детей.

Во время нашей беседы, словно подтверждая, что у древнего народа есть будущее, на сцену выходит местный детский ансамбль «Линнуд» («Птички») в прекрасных водских костюмах.

Над поляной раздаются звуки волынки, инструмента, вызывающего у большинства ассоциации с Шотландией. Однако волынка традиционна и для вожан. На берега Финского залива она попала из Эстонии, куда в Средние века пришла из Западной Европы. Старинный инструмент заставила звучать Екатерина Кузнецова, человек, увлеченный водской культурой, создатель и руководитель фольклорной группы «Маавячи», известной также под названием «Бестиарий».

Пожилая женщина в народном костюме предлагает гостям сувениры – традиционные водские куклы из лоскутков материи. Девочка и мальчик в водских костюмах, кукла-оберег от дурного слова, кукла – хранительница дома в клетчатом платье с образком на шее.

Для Валентины Федоровны Бабкиной сохранение истории родной земли, истории и культуры ее древних жителей стало делом жизни. В родной деревне Монастырьки неподалеку от Котлов она создала настоящий музей, посвященный вожанам. В старинной избе XIX века воссоздана обстановка водского дома.

Там можно увидеть телегу и сани, инструменты, рыболовные снасти, посуду того времени, фотографии былых жителей деревни. В прежние времена в деревне жили вожане, русские и ингерманландские финны. Много лет Валентина Федоровна собирала экспонаты для музея: приобретала у жителей сохранившиеся предметы быта, сама проводила раскопки, восстанавливала старинную избу, принадлежавшую ее родственникам. Для посетителей хозяйка проводит экскурсию, напоследок угощая традиционным местным напитком – копорским чаем, приготовленным особым способом из листьев иван-чая.

«Я коренной вожанин, родился здесь, в Лужицах, живу здесь. Фамилия наша – от одного из прадедов, который был эстонцем», – рассказывает семидесятилетний Николай Виттонг.

«Дома у нас всегда говорили на нашем водском языке, однако вне дома родители не разрешали», – вспоминает он. В послевоенные годы вожан заставили уехать из района Усть-Луги в другие местности, вернуться удалось только после смерти Сталина.

В молодости Николай Константинович Виттонг несколько лет провел вдалеке от родных мест – служил в воздушно-десантных войсках, работал на стройке в Калининской области. Но случилось так, что именно там, в сотнях километров от родной деревни, он встретил девушку-вожанку, дочь соседей по деревне, ставшую его женой. Вместе они уже почти полвека, вырастили двух дочерей, а теперь к ним в гости приезжают пять внучек, которым старожил рассказывает о традициях народа, знакомит с языком.

Смолкают песни, и гостей праздника приглашают принять участие в закладке православной часовни Святых апостолов Петра и Павла. Каждый приносит и кладет камень к месту, где будет возведен храм. Звучит колокольный звон... А потом радушные хозяева праздника приглашают всех к накрытым на поляне столам – отведать блюда традиционной водской кухни – томленую (только что из русской печи) гречневую кашу, уху, картофельное пюре с лисичками. Многие из гостей с увлечением записывают рецепты, которыми охотно делятся жители Лужиц.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (5534) от 01.09.2015.


Комментарии